ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Прокуратура Свердловской области Прокуратура Верхотурского района ул. Карла Маркса, 1 г. Верхотурье, Россия, 624380 27 . 07.2022 № И.о. директора МАОУ «ООП1 № 2» Субботиной Е.А. ул. Куйбышева, 2, г. Верхотурье, Свердловская область, 624580 01- 19-22 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии экстремистской деятельности, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию Прокуратурой Верхотурского района во исполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности», от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», в период времени с 16 часов 20 минут до 16 часов 50 минут 19.07.2022 проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о противодействии экстремистской деятельности, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе при использовании информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в МАОУ «ООШ № 2» г. Верхотурье Свердловской области, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Куйбышева, 2. При проведении мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» образовательного учреждения, с персонального компьютера, установленного в учебном компьютерном классе и присоединенного к сети «Интернет», имеется неограниченный доступ к информации экстремистской направленности, запрещенной для распространения среди детей и побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным. В частности, имеется доступ к размещенному на сайте: «www.titus.kz» информационному материалу «Аллен Даллес. План уничтожения России», текст которого включен в федеральный список экстремистских материалов под № 3932 на основании решения Асбестовского городского суда Свердловской области от 07.04.2015. При введении в адресную строку поиска запроса «как сделать бомбу в домашних условиях» выдаются ссылки на различные сайты, в частности имеется доступ к размещенному на сайте: «www.telegra.ph» информационному материалу «Как изготовить взрывчатку в домашних условиях» с подробными инструкциями создания самодельной взрывчатки. 2 В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается, в частности, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», противодействие экстремистской деятельности осуществляется, в том числе, по следующему основному направлению: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»). . В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ограничения прав (в том числе и на свободное получение информации) могут быть установлены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает обеспечение информационной безопасности детей. В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее Федеральный закон № 436-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ, к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится 3 информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ, оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации. При этом, в силу п. 12 ст. 2 Федерального закона № 436-ФЗ, под оборотом информационной продукции понимается, в том числе и ее распространение посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Доступ к информации, распространяемой посредством информационно телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 436-ФЗ). ' Приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 утверждены Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - Требования), согласно которых к техническим и программно-аппаратным средствам защиты относятся, в том числе средства ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет» (п.п. 5.3). Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона МАОУ «ООП! № 2» не было обеспечено ограничение доступа несовершеннолетних обучающихся к запрещенной для распространения среди детей информации экстремистской направленности, размещенной на сайте в сети «Интернет» по вышеуказанным адресам. При организации доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в месте, доступном для детей, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применены не были. 4 Указанные положения закона не были исполнены, что недопустимо, и требуется принятие незамедлительно необходимых мер по их устранению, а также причин и условий, им способствовавших. Учитывая изложенное, характер допущенных нарушений, имеются основания для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 24 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», ТРЕБУЮ: 1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с обязательным участием прокурора. 2. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства о противодействии экстремистской деятельности, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также причин и условий, способствовавших нарушению закона. 3. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. 4. О дате и месте рассмотрения представления уведомить прокурора Верхотурского района заблаговременно и в письменной форме. 5. О результатах рассмотрения настоящего представления и о принятых мерах по устранению допущенных нарушений сообщить прокурору Верхотурского района в месячный срок с момента внесения представления, в письменной форме. Прокурор района советник юстиции