Представление Прокуратуры РФ от 27.07.2022 № 01-19-22 (1)

ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Прокуратура
Свердловской области
Прокуратура
Верхотурского района
ул. Карла Маркса, 1
г. Верхотурье, Россия, 624380

27 . 07.2022

№

И.о. директора
МАОУ «ООП1 № 2»
Субботиной Е.А.
ул. Куйбышева, 2,
г. Верхотурье,
Свердловская область,
624580

01- 19-22

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений федерального законодательства
о противодействии экстремистской деятельности, о защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
Прокуратурой Верхотурского района во исполнение требований приказов
Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2018 № 156 «Об
организации
прокурорского
надзора за
исполнением
законов
о
противодействии экстремистской деятельности», от 13.12.2021 № 744 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о
несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», в период
времени с 16 часов 20 минут до 16 часов 50 минут 19.07.2022 проведена
проверка исполнения требований федерального законодательства о
противодействии экстремистской деятельности, о защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе при использовании
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в МАОУ «ООШ №
2» г. Верхотурье Свердловской области, расположенной по адресу:
Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Куйбышева, 2.
При проведении мониторинга информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» образовательного учреждения, с персонального компьютера,
установленного в учебном компьютерном классе и присоединенного к сети
«Интернет», имеется неограниченный доступ к информации экстремистской
направленности, запрещенной для распространения среди детей и
побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям
или животным.
В частности, имеется доступ к размещенному на сайте: «www.titus.kz»
информационному материалу «Аллен Даллес. План уничтожения России»,
текст которого включен в федеральный список экстремистских материалов под
№ 3932 на основании решения Асбестовского городского суда Свердловской
области от 07.04.2015.
При введении в адресную строку поиска запроса «как сделать бомбу в
домашних условиях» выдаются ссылки на различные сайты, в частности
имеется доступ к размещенному на сайте: «www.telegra.ph» информационному
материалу «Как изготовить взрывчатку в домашних условиях» с подробными
инструкциями создания самодельной взрывчатки.

2

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистской
деятельностью (экстремизмом) понимается, в частности, насильственное
изменение основ конституционного строя и нарушение целостности
Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная
террористическая
деятельность;
возбуждение
социальной,
расовой,
национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности,
превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной,
расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или
отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний
либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно
их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О
противодействии
экстремистской
деятельности»,
противодействие
экстремистской деятельности осуществляется, в том числе, по следующему
основному направлению: принятие профилактических мер, направленных на
предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и
последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению
экстремистской деятельности.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей
компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том
числе
воспитательные,
пропагандистские,
меры,
направленные
на
предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона от
25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).
. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации,
ограничения прав (в том числе и на свободное получение информации) могут
быть установлены только федеральным законом и только в той мере, в какой
это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,
государственное регулирование в сфере применения информационных
технологий предусматривает обеспечение информационной безопасности
детей.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее Федеральный закон № 436-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует
отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в
информационной продукции.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ, к
информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится

3

информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для
распространения среди детей.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ, к информации,
запрещенной для распространения среди детей, относится информация,
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или)
жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по
отношению к людям или животным, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ, оборот
информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для
распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего
Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без
применения административных и организационных мер, технических и
программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
При этом, в силу п. 12 ст. 2 Федерального закона № 436-ФЗ, под
оборотом информационной продукции понимается, в том числе и ее
распространение посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в
том числе сети «Интернет».
Доступ к информации, распространяемой посредством информационно­
телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах,
доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети
«Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих
эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи,
заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения
административных и организационных мер, технических, программно­
аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и (или) развитию (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 436-ФЗ).
' Приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 утверждены
Требования к административным и организационным мерам, техническим и
программно-аппаратным средствам защиты детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - Требования),
согласно которых к техническим и программно-аппаратным средствам защиты
относятся, в том числе средства ограничения доступа к запрещенной для
распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в сети
«Интернет» (п.п. 5.3).
Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона МАОУ «ООП! № 2» не
было обеспечено ограничение доступа несовершеннолетних обучающихся к
запрещенной для распространения среди детей информации экстремистской
направленности, размещенной на сайте в сети «Интернет» по вышеуказанным
адресам. При организации доступа к информации, распространяемой
посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в
месте, доступном для детей, технические и программно-аппаратные средства
защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или)
развитию, применены не были.

4

Указанные положения закона не были исполнены, что недопустимо, и
требуется принятие незамедлительно необходимых мер по их устранению, а
также причин и условий, им способствовавших.
Учитывая изложенное, характер допущенных нарушений, имеются
основания для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных
лиц к предусмотренной законом ответственности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 24
Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской
Федерации»,
ТРЕБУЮ:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с обязательным
участием прокурора.
2. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные
меры по устранению выявленных нарушений федерального
законодательства о противодействии экстремистской деятельности, о
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию, а также причин и условий, способствовавших нарушению
закона.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности
виновных должностных лиц.
4. О дате и месте рассмотрения представления уведомить прокурора
Верхотурского района заблаговременно и в письменной форме.
5. О результатах рассмотрения настоящего представления и о принятых
мерах по устранению допущенных нарушений сообщить прокурору
Верхотурского района в месячный срок с момента внесения
представления, в письменной форме.
Прокурор района
советник юстиции


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».