Прокуратура Российской Федерации И.о. директора МАОУ «ООШ № 2» Прокуратура Свердловской области Субботиной Е.А. Прокуратура Верхотурского района ул. Карла Маркса, 1а г. Верхотурье, Россия, 624380 23 . 01.2024 № 02 - 19-24 ПРОТЕСТ на Положение о школьной службе медиации от 28.04.2023 № 233 Приказом и.о. директора МАОУ «ООШ № 2» № 233 от 28.04.2023 создана школьная служба медиации (далее - ШСМ), утверждено Положение (далее Положение). В ходе проведенных надзорных мероприятий прокуратурой района установлено, что отдельные положения указанного акта не соответствуют федеральному законодательству по следующйм основаниям. 1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 № 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (далее - Закон № 120-ФЗ). В силу ст. 2 Закона № 120-ФЗ основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, а также обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 120-ФЗ деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, принятие локальных правовых актов. Согласно ст. 2 Методических рекомендаций по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Письмом Минпросвещения России от 28.04.2020 N ДГ-375/07 (далее - Методические рекомендации) установлены цели и задачи службы школьной медиации, которыми являются: Цели: 1) принятие участниками образовательных отношений позиции активного участия и соизмеримости с собственными возможностями вклада по отношению к развитию благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 2) создание условий для участников образовательных отношений, при которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные отношения, доверие, загладить причиненный ущерб (психологический (моральный), материальный); 3) развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим. Задачи: 1) формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений; готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе СШМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательных отношений; 2) информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных отношений; • 3) снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений; 4) содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних; ' 5) координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников и иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращенйя неблагополучных сценариев развития жизни обучающегося; • 6) повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений; 3 7) интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений. Вместе с тем, цели и задачи, указанные в Положении, не соответствуют целям и задачам, указанным в Методических рекомендациях. 2. В соответствии с Методическими рекомендациями Специалистом СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей и родитель (законный представитель) обучающегося. Для них рекомендуется повышение квалификации по программе "Школьный медиатор" 72 академических часа. Согласно п. 2 ст. 3 Методических рекомендаций куратору (руководителю) ШСП и ведущим восстановительных программ рекомендуется участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительным практикам. С ситуациями, отмеченными в таблице звездочками (*), рекомендуется работать специалистам ШСП в сотрудничестве с территориальными службами примирения. . Методическими организациями установлены ситуации, при которых рекомендуется работать специалистам ШСП в сотрудничестве с территориальными службами примирения. Кроме того, Методическими рекомендациями установлено одно основание для отказа работы специалиста ШСП: В случае понимания специалистом(-ми) и/или обучающимся(-имися) невозможности сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он(-и) должен(-ы) отказаться от продолжения встречи или передать ее другому специалисту(-ам) СШМ и/или обучающемуся(-имея) из "группы равных". Вышеуказанное не отражено в Положение, наличие соответствующей квалификации и требований обязательно для исключения неверной квалификации возникшей проблемы, управления психологическими рисками. 3. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 193-ФЗ сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней. ■ В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора. Срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней. Согласно п. 5.10 Положения служба медиации самостоятельно определяет сроки проведения программы. 4 Таким образом, п. 5.10 Положения противоречит ст. 13 Федерального закона № 193-ФЗ, так как не предусматривает срок и этап проведения программы медиации. 4. В соответствии с ч. 1 ст. 64 СК РФ Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Таким образом, реализация примирительной программы во всех без исключения случаях возможна только с согласия родителей (законных представителей) детей. Изложенное в отсутствии данной конкретизации в Положении свидетельствует о наличии предпосылок к нарушениям прав сторон при проведении с ними процедуры примирения (медиации). Таким образом, Положение, в связи с несоответствием нормам действующего законодательства, подлежит изменению. На основании изложенного, в целях устранения отмеченных нарушений законности, руководствуясь ст. 23, 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ТРЕБУЮ: 1. Привести Положение о школьной службе медиации, утвержденное Приказом и.о. директора МАОУ «ООШ № 2» № 233 от 28.04.2023 в соответствие с вышеуказанными нормами действующего законодательства. 2. О дне и времени рассмотрения протеста заблаговременно сообщить в прокуратуру района. 3. .О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом 10-дневный срок. И.о. прокурора советник юстиции В.Ю. Петеренко