Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности кружок «Умелые ручки» для начального общего образования Срок освоения: 2 года Составитель: Дерябина С.А., учитель начальных классов Верхотурье, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она расширяет предметную область курса «Труд (технология)» за счет введения дополнительных приемов, методов и способов технологической последовательности обработки материалов. Ручной труд является одним из видов трудовой деятельности школьников, который даёт не только полезные практические умения и навыки, но и служит прекрасным средством умственного развития, нравственного и эстетического воспитания детей. Большое влияние изготовление самоделок оказывает на развитие общей ручной умелости, мелкой моторики, точности движений и силы нажима руки, сенсомоторики; синхронизирует работу обеих рук. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремлённость, самостоятельность, уверенность в себе и собственных силах. Данная образовательная программа необходима для формирования эстетических восприятий и чувств обучающихся, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитания у них бережного отношения к произведениям искусства, к природе. Актуальность программы заключается в том, что на занятиях каждый воспитанник проходит путь от художественно - образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда. Итогом этого пути должно стать раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной, творческой деятельности. Данная программа курса внеурочной деятельности «Умелые ручки» включает 34часа – 1 час в неделю. Реализация программного материала рассчитана на срок с сентября по май. Занятия проводятся с подгруппой детей школьного возраста один раз в неделю, во вторую половину дня. Длительность занятий 40 минут. Виды внеурочной деятельности, через которые реализуется программа: беседа, игровая деятельность, трудовая деятельность. Цель программы кружка «Умелые руки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Задачи программы: Обучающие: - закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; - раскрыть истоки народного творчества; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; - приобретение навыков учебно-исследовательской работы. Развивающие: - пробуждать любознательность в области народного, декоративноприкладного искусства, технической эстетики, архитектуры; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; - формирование творческих способностей, духовной культуры; - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; - Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры; Воспитывающие: - осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; - воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству; - добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Занятие проводится 1 раз в неделю в течение года, 34 часа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» № п/п Тема Количество Перечень универсальных действий обучающихся ФГОС часов 1 Работа природным 6 часов материалом 2 Работа с бумагой и картоном. 20 часов 3 Работа с пластилином 15 часов 4 Работа с тканью 14 часов Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану. Коммуникативные: работа в паре. Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников. Познавательные: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду . Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Регулятивные: умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 4Личностные: честное, самокритичное отношение к своей деятельности. Познавательные: формировать умения рассматривать, сравнивать, обобщать, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и 5 Работа 12 часов с бросовым материалом Итого 67 часа контроле способа решения. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Личностные: знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей Познавательные: умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1 год обучения № Содержание курса п/ п 1 2 3 4 5 Работа природным материалом Работа с бумагой и картоном. Работа с пластилином Работа с тканью Работа с бросовым материалом ИТОГО Количество часов ЦОР /ЭОР 3 10 7 7 6 33 https://primary.mgpu.ru/?subject=tehnologiya https://primary.mgpu.ru/?subject=tehnologiya https://primary.mgpu.ru/?subject=tehnologiya https://primary.mgpu.ru/?subject=tehnologiya https://primary.mgpu.ru/?subject=tehnologiya Количество часов ЦОР /ЭОР 3 10 8 7 6 34 https://primary.mgpu.ru/?subject=tehnologiya https://primary.mgpu.ru/?subject=tehnologiya https://primary.mgpu.ru/?subject=tehnologiya https://primary.mgpu.ru/?subject=tehnologiya https://primary.mgpu.ru/?subject=tehnologiya 2 год обучения № п/ п 1 2 3 4 5 Содержание курса Работа природным материалом Работа с бумагой и картоном. Работа с пластилином Работа с тканью Работа с бросовым материалом ИТОГО