Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» Рабочая программа учебного курса «Подвижные игры» для начального общего образования срок освоения 3 года 1-3 классы Составила: Волкова Екатерина Германовна, учитель физической культуры г. Верхотурье, 2024 Пояснительная записка Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Цели и задачи рабочей программы Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества. Основными задачами данного курса являются: • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств; развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости; • развитие сообразительности, творческого воображения; • развитие коммуникативных умений; • воспитание внимания, культуры поведения; • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе; • обучить умению работать индивидуально и в группе, • развить природные задатки и способности детей; • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности. Общая характеристика деятельности Игра как средство воспитания Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Оздоровительное значение подвижных игр Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Алгоритм работы с играми Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Разучивание игр. Проведение игр. Место курса в учебном плане На реализацию курса «Подвижные игры» отводится 34 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 и 3 классах (по 1 часу в неделю), предусмотренных учебным планом. Основное содержание курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве. Весь материал разделяется на отдельные разделы: раздел - «Русские народные игры» раздел - «Игры народов России» раздел - «Подвижные игры» раздел - «Эстафеты» Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для учащихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор. Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей. Цели изучения по каждому разделу «Русские народные игры» Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры. «Игры народов России» Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе. «Подвижные игры» Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. «Эстафеты» Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности Личностными результатами являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; В результате освоения программного материала учащиеся должны: иметь представление: • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности; • о режиме дня и личной гигиене; • о способах изменения направления и скорости движения; о народной игре как средстве подвижной игры; • об играх разных народов; • о соблюдении правил игры уметь: • выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; • играть в подвижные игры; • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; • выполнять строевые упражнения; • соблюдать правила игры Ожидаемый результат Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр. Развитие умений работать в коллективе. Формирование у детей уверенности в своих силах. - Умение применять игры самостоятельно. Тематическое планирование курса 1 раздел (2 часа) Основы знаний о народной подвижной игре. Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры. Выработка правил. Пятнашки. Фанты. Горелки. 2 раздел (10 часов) Подвижные игры разных народов. Игры русского народа. Русские народные игры «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Дедушка – рожок» «Ловушка в кругу. «Филин и пташки», «Свечи ставить» Игра русских поморов «Веревочка» Карельская народная игра «Оленпа», башкирская народная игра «Туесок» Групповые игры. «Охотник и сторож», «Совушка». 3 раздел (1 час) Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! - Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек. 4 раздел (4 часа) Игры-эстафеты. Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли. Эстафеты с мячами. «Вышибалы» Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». Эстафеты с бегом и прыжками. Эстафеты с преодолением препятствий. спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки», «Два мяча» 5 раздел (4 часа) Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». Упражнения со скакалками (прыжки различными способами, в парах) Игры со скакалкой. Игра «Резиночка» 6 раздел (8 часов) Зимние забавы -Зимой на воздухе. Игра «Зайцы и лиса» Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов». Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках. - Лыжные прогулки. 7 раздел (1 час) Итоговое занятие -Праздник здоровья и подвижной народной игры. п/п 1 2 3 4 5 6 7 Раздел Кол – во часов Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. 1 Подвижные игры разных народов. 1 1 1 1 Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! Игры-эстафеты. 1 1 8 1 9 10 11 1 1 1 12 13 14 15 Подвижные игры разных народов. Зимние забавы 8ч 1 1 1 1 16 17 1 1 18 1 19 20 21 22 23 1 1 1 1 1 ОРУ на развитие основных Темы занятий Знакомство с историей народных подвижных игр. Правила поведения на занятиях. Выработка правил игры - Пятнашки. - Фанты. - Горелки Русская народная игра. «Ловушка в кругу». Групповые игры. «Охотник и сторож». Русская народная игра «Свечи ставить» Народные подвижные игры Повторение игр. Эстафеты с мячами. Правила игры. «Вышибалы» «Два мяча» Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча» Эстафеты с бегом и прыжками Эстафеты с преодолением препятствий Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки» «Пчелки и ласточки» игра русских поморов «Веревочка» Карельская народная игра «Оленпа» Башкирская народная игра «Туесок» Игры зимой. Температурный режим, одежда, инвентарь. Игра «Зайцы и лиса» Зимние забавы. Катание на санках и лыжах Игры со снежками метание на дальность и в цель. Снежные сражения Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов» Катание на лыжах Игра «Самокат», «Догонялки» Эстафета на санках. Лыжная прогулка. Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». 24 25 26 27 28 29 30 31-34 физических качеств. 1 1 1 Подвижные игры 1 разных народов 1 Игры-эстафеты. 1 Итоговое занятие 1 Резерв 4 Упражнения со скакалками игра «Мешочек» Упражнения со скакалками. Игра «Резиночка» «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки» Игра Колечко», «Молчанка» Русская народная игра «Дедушка – рожок» Игры и эстафеты Праздник здоровья и подвижной народной игры.