Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» 624380, г. Верхотурье, Свердловская область, ул. Куйбышева,2 ОКПО 50313224; ИНН 6640002663, КПП 664001001, БИК 046577001 тел. (34389) 2-16-88, е-mail: oosh_2@mail.ru ПРИНЯТО: на Педагогическом совете Протокол № 2 от «25» октября 2024 г. УТВЕРЖДЕНО: И.о. директора МАОУ «ООШ № 2» _______________/Стадник Е.Б. Приказ № 455 от «25» октября 2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проектной деятельности обучающихся в МАОУ «ООШ №2» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372; Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370, Письмом Минобрнауки России «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» от 18.08.2017 № 09-1672, Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «ООШ № 2», Уставом МАОУ «ООШ № 2». 1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации проектной деятельности, определяет цели и задачи проектной и учебноисследовательской деятельности МАОУ «ООШ №2», порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных и исследовательских работ обучающихся. 1.3. Проектная деятельность (далее - ПД) является обязательной составляющей образовательного процесса МАОУ «ООШ №2», обеспечивающей достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования. 2 1.4. ПД является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества образования, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации. 1.5. ПД обучающихся является одним из методов развивающего (личностноориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления. 1.6. ПД обучающихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов ООП всех уровней образования. 1.7. ПД, являясь составной частью образовательного процесса МАОУ «ООШ №2», осуществляется в рамках учебно-урочной и внеурочной деятельности в течение всего учебного года. 1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые обучающимися, могут быть коллективными, групповыми, индивидуальными. 1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.10. Обучающийся или группа обучающихся самостоятельно определяет тему проектной или учебно-исследовательской работы. 1.11. Учителя-предметники курируют проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся по своим предметам. 1.12. Классные руководители осуществляют контроль за соблюдением сроков выполнения проектов и учебно-исследовательских работ обучающимися, координируют и консультируют родителей (по мере необходимости). 2. 2.1. Цели и задачи выполнения ПД Для обучающихся: Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. 2.2. Для педагогов: 2.2.1. Создание условий для формирования УУД обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления. 2.2.2. Внедрение новых педагогических технологий в учено-воспитательном процессе для развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития 3 их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. 2.3. Задачами выполнения проекта являются: 2.3.1. Обучение планированию (обучающиеся должны четко определить цель, описать шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). 2.3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно ее использовать). 2.3.3. Развитие умения анализировать. 2.3.4. Формирование креативности и критического мышления. 2.3.5. Развитие навыков публичного выступления. 2.3.6. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Формы организации ПД обучающихся на уровне начального общего образования 3.1. Организационная структура ПД на уровне НОО: - 1 классе обучающиеся учатся решать проектные задания, используемые учителем на уроках и во внеурочной деятельности; - во 2 - 4 классах обучающиеся решают проектные задания, используемые учителем на уроках и во внеурочной деятельности; возможно выполнение краткосрочных групповых и индивидуальных проектов. Индивидуальные проекты, обучающиеся 1-4 классов выполняют по желанию. 3.2. ПД обучающихся на уровне начального общего образования может осуществляться в рамках урочной и внеурочной деятельности. 3.3. На урочных занятиях для формирования и развития у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности педагоги МАОУ «ООШ №2» используют: - типы уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защиту исследовательских проектов, урок-экспертизу, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; - метод обучения – учебный эксперимент, который обеспечивает освоение обучающимися таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; - домашние задания исследовательского характера, которые могут сочетать в себе 4 разнообразные виды учебных исследований, в том числе протяженных во времени. 3.4. При организации ПД во внеурочной деятельности разрабатывается и утверждается рабочая программа курса внеурочной деятельности, в которой предусматривается система мониторинга – оценочные процедуры, проводимые учителем, для выявления динамики образовательных результатов обучающихся по курсу. 3.5. Результаты мониторинга достижения планируемых результатов обучающимися фиксируются в их личных портфолио. 3.6. Для выявления уровня планируемых образовательных результатов обучающимися, предусмотренных ООП НОО, по окончании обучения на уровне НОО (в 4м классе) проводится мониторинг через выполнение обучающимися группового минипроекта. 3.7. Каждый обучающийся имеет право дополнительно принимать участие в научноисследовательской и проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности. 3.8. Результаты работы любого обучающегося могут быть представлены на научнопрактических конференциях различного уровня в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами научно-практической конференции. Решение об участии согласовывается с руководителем проекта, родителем (законным представителем) обучающегося и администрацией МАОУ «ООШ №2». 4. Формы организации ПД обучающихся на уровне основного общего образования 4.1. Организационная структура ПД на уровне ООО: - в 5-6 классах в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача с несколькими вариантами правильных решений, допускается использование краткосрочных групповых и индивидуальных проектов; - в 7 классе обязательна работа над групповым проектом; каждый член группы действует самостоятельно, но члены группы совместно распределяют функции, совместно планируют работу каждого, обмениваются результатами, контролируют, оценивают и корректируют друг друга. Важное условие - самостоятельность выполнения учебных задач. Индивидуальные проекты, обучающиеся 5-7 классов выполняют по желанию. - в 8 классе обязательна работа над индивидуальным проектом, представляющим собой самостоятельную работу, осуществляемую на протяжении длительного периода. В ходе такой работы автор проекта самостоятельно и с помощью педагога-руководителя получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которыми должен овладеть ученик; 5 - в 9 классе обучающиеся выполняют итоговый индивидуальный проект. Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным. Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. 4.2. ПД обучающихся на уровне основного общего образования осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. 4.3. Выполнение обучающимися групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов является основой для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. 4.4. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы основного общего образования. 4.5. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. 4.6. Информация о выполнении обучающимся 9-го класса итогового индивидуального проекта фиксируется в протоколе защиты проекта, закрепляется приказом директора, по окончании учебного года выставляется в графу «Проектная деятельность» в личном деле обучающегося. В аттестат об освоении основного общего образования отметка за итоговый индивидуальный проект вносится в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов. 5. Содержание проектно-исследовательской деятельности 5.1. Проектно-исследовательская деятельность является составляющей учебной деятельности учащихся. Обучающиеся имеют право дополнительно участвовать в проектной деятельности по своему выбору. 5.2. Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым. Общее руководство проектно-исследовательской работой в школе, ее координация, контроль за выполнением этапов, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем директора по учебной работе. Проектно-исследовательскую деятельность предметники. учащихся непосредственно организуют и руководят ею учителя- 6 5.3. Для осуществления проектной деятельности обучающийся выбирает тему и руководителя проекта. При этом учитывается график рабочего времени и нагрузка педагогических работников, наличие у педагогического работника выпускных классов (не более 2-3 проектов у педагогического работника, у которого обучающиеся готовятся к ГИА), а также специфика предмета, преподавание которого основано на проектной деятельности. Руководителем проекта может быть как педагог образовательной организации, так и сотрудник иной организации, в том числе и высшего образования. 5.4. Темы основных проектов, выбранных обучающимися, фиксируются классными руководителями и руководителями проектов. Организацию проектной деятельности в образовательной организации осуществляет заместитель директора (заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе). 5.5. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися совместно с руководителем проекта. При этом учитываются индивидуальные интересы обучающихся. Предполагаемые темы учебно-исследовательских проектов могут быть прописаны в рабочих программах учителей. Для обучающихся начальных классов с учетом приоритетных направлений развития образовательной организации может быть рекомендована определенная тематика проектов. 5.6. Определение тем и видов проектов производится в начале каждого учебного года (не позднее 1 октября), проект по каждой теме по согласованию с руководителем проекта и в соответствии с планом работы может выполняться в течение нескольких лет, раскрывая в следующий учебный год новые возможности темы. 5.7. Работа над проектом осуществляется одним или двумя обучающимися, в исключительных случаях с согласия руководителя проекта тремя или более обучающимися. Каждый обучающийся реализует свою часть коллективного проекта, объем работы каждого участника должен быть определен в соответствии с возрастными особенностями. 5.8. Классные руководители курируют распределение обучающихся по темам проектной деятельности и руководителям проектов. 5.9. Результатом (продуктом) проекта может быть любая из следующих работ: - письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других; 7 - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие. 5.10. Формами отчетности по проектной деятельности могут быть: - исследовательские работы; - презентации; - приборы, макеты, изделия; - фильмы, видеоролики; - интернет-продукты (сайты,блоги и др.) - выставки, экскурсии; - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств); - печатные работы (журналы, буклеты, газеты и др.); - другие продукты. 5.11. Руководители проектов обучающихся назначаются приказом директора. 5.12. Руководители проектов: - формулируют совместно с обучающимися темы, предлагаемые для выполнения обучающимися; - организуют очно и дистанционно индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе выполнения проектов (как плановые, так и по запросам обучающихся), осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут ответственность за качество представляемых на защиту работ; - проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими свои проекты на конкурсы разного уровня. - отслеживают входной (октябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май) уровень работы учащегося над проектом. Для участия проектной работы в конкурсных мероприятиях разного уровня (муниципальных, окружных, региональных, федеральных) руководитель проекта организует оформление сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного конкурса, и согласовывает с директором школы. 5.13. Обучающиеся самостоятельно при поддержке руководителя проекта определяют цель проекта, его особенности, согласуют с руководителем проекта планграфик выполнения проекта. 5.14. Результаты выполнения проекта могут учитываться как результаты промежуточной аттестации согласно ООП и локальным нормативным актам школы. 8 5.15. Оценка проектов обучающихся проводится в форме их защиты обучающимися на заседании экспертной комиссии школы. 5.16. Состав экспертной комиссии школы по рассмотрению и оценке проектов обучающихся определяется директором. 5.17. Экспертная комиссия школы по рассмотрению и оценке проектов обучающихся: - проводит предварительное рассмотрение проектов обучающихся, представляемых к защите; - определяет даты защиты проектов обучающихся; - организует и проводит оценивание проектов обучающихся; - инициирует выдвижение лучших проектов для участия в конкурсных мероприятиях разного уровня. 5.18. Виды проектов: - Исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практикоориентированные, социальные. - Групповые и индивидуальные. - Предметные, межпредметные, социальные и др. 5.20. Формы проектов: - информационно-реферативные (написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы); - проблемно-реферативные творческие (предполагающие сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы); - экспериментальные (описывают научный эксперимент, имеющий известный результат); - натуралистические и описательные (направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления); - исследовательские (выполненные при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления); - практические (основной целью которых является не только разработка проблемы, но и ее реализация); - изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы; - презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации. 9 5.21. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. д) Мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета, видеофильм, статья. Макет. Костюм. Изделие. Проведение мероприятия. Оформление зала. Электронное учебное пособие. Выставка. Презентация (устная, компьютерная). Иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся. 5.22. Не позднее, чем за две недели до защиты, проектно-исследовательская работа предоставляется руководителю проекта. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта. 6. Требования к оформлению проектной работы 6.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения и отражать содержание проекта. 6.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение. 6.3 Введение включает в себя ряд следующих положений. 10 1) Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована гипотеза. 2) Устанавливается цель работы; цель – это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом. 3) Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели. 4) Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта. 5) Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость». 6.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй – экспериментальный (практический). 6.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи. 6.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ по ГОСТу 2020. Требование Оформление Интервал Шрифт Размер Выравнивание Кавычки Параметры страницы Нумерация страниц Содержание требования текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 1,5 «Times New Roman» 12 или 14 пунктов по ширине «кавычки-елочки» с левой стороны – 30 мм, с правой – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу –20 мм. арабскими цифрами, сквозная, от титульного листа, при этом номер страницы натитульном листе не проставляют номер проставляется со второй страницы, порядковый номер страницы ставится внизу по серединестроки в Приложении нумерация страниц отсутствует 11 Содержание, введение, С новой страницы заглавными буквами по центру жирным названия глав, шрифтом, в конце точка не ставится заключение, список использованных информационных источников Оформление глав – 14 Глава 1. Понятие о физике-науке или 16 (жирный) если основной текст 12 шрифтом, то заголовок – 14, если основной текст 14, то заголовок 16 пунктом Оформление 1.2. Физика прошлого параграфов — 12 или 14 (жирный) Расстояние между одна свободная строка названием параграфа, предыдущим и последующим текстом Все разделы плана (главы, начинаются с новых страниц заключение, список литературы, каждое приложение) Список использованных не менее 10 информационных источников Иллюстрации Таблицы Библиографические ссылки Сокращения Пример: Проведенный анализ литературы по теме информатизации профессионально-технологической среды современных предприятий позволил нам выявить основные составляющие профессионально-технологической среды специалиста по управлению технологическими процессами [14]. Ссылки: 14. Веселков Ф.С. Информационная подготовка экономи-стов // Высш. образование в России. 2011. №2. С 45-47. РФ, ФГОС ООО и т.д. НЕЛЬЗЯ разделять общепринятые сокращения (РФ, США идр.), отделять инициалы от фамилии, разделять составляющее одно число цифры, отделять символы процента, параграфа, номера, градусов от цифр 12 Приложения Нумеруются арабскими цифрами Например, Приложение 1 6.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть от 5 до 20 машинописных страниц, не считая титульного листа. 6.8. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 5 стандартных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. 6.9. Основной текст нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами. 6.10. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). Требования к оформлению титульного листа, оглавления, оформления списка литературы изложены в Приложении 1. 7. Оценка проектной работы 7.1. Оценка проектов обучающихся проводится экспертной комиссией школы по рассмотрению и оценке проектов обучающихся по следующим критериям: сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 13 7.2. Во время оценки проектов обучающихся члены комиссии заполняют лист оценки согласно приложениям 4,9 к Положению. 7.3. Работы могут быть выполнены на повышенном и базовом уровне. Уровень сформированности умений проектной деятельности По критерию «Познавательные УУД» Базовый Способность самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему инаходить пути ее решения; Cпособность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокое понимание изученного. Понимание содержания выполненной работы. Отсутствие грубых ошибок в работе. Повышенный Способность самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; свободное владение логическими операциями, Умение самостоятельно мыслить; обрабатывать и анализировать информацию, формулировать выводы и обосновывать реализацию принятого решения, созданной модели, прогноза, макета и т.п., способность приобретать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. Демонстрация свободного владения предметом проектной деятельности. Отсутствие ошибок в работе По критерию «Регулятивные УУД» Умение определения темы и Работа тщательно спланирована и планирования работы. Работа доведена последовательно реализована, до конца и представлена комиссии; своевременно пройдены все необходимые некоторые этапы выполнялись под этапы обсуждения и представления. контролем руководителя проекта. При Контроль и коррекция осуществлялись этом проявляются отдельные элементы самостоятельно. самооценки и самоконтроля. По критерию «Коммуникативные УУД» Продемонстрировано умение Тема ясно определена и пояснена. Текст оформления проектной работы и хорошо структурирован. Все мысли пояснительной записки, а также выражены ясно, логично, последовательно, подготовки простой презентации. Автор аргументировано. Автор свободно отвечает отвечает на вопросы. на вопросы. Новизна подхода и полученных решений, актуальность, практическая значимость полученных результатов является описательным критерием и может быть учтена как дополнительный балл к общей оценке проектной работы. 7.4. Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта. 7.4.1. Выбор темы. При выборе темы учитывается актуальность и важность темы; научно-теоретическое и практическое значение; степень освещенности данного вопроса в литературе. Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения. 14 Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности. 7.4.2. Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми. 7.4.3. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям 7.4.4. Планирование, определение последовательности и сроков работ 7.4.5. Проведение проектных работ или исследования Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным. Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования. 7.4.6. Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования: - форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). - в работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна - культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. 7.4.7. Представление результатов в соответствующем использованию виде. 7.4.8. Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность. 7.4.9. Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация. 7.5. Выполненная работа рецензируется специалистами. В рецензии (Приложение 2) освещаются основные позиции 7.4.1.- 7.4.9. и выставляется количество баллов, которое заносится в протокол заседания комиссии по защите проектной работы, или индивидуального проекта проекта (Приложение 3). Максимальное количество баллов: 27 Базовый уровень: 50 – 75 % (13,5 – 20,4 балла) Повышенный уровень: 76 – 100% (20,5 – 27 баллов) 15 8. Процедура защиты проекта, представление на конкурс или итоговую аттестацию 8.1. Защита учебных проектов проводится в апреле – мае каждого учебного года. Проекты могут быть представлены обучающимися на научно-практической конференции школы данного учебного года. 8.2. Для защиты индивидуального проекта создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагогипсихологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. 8.3. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директора школы. 8.4. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного обучающегося, даёт оценку выполненной работы. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами и ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, семинары и конкурсы муниципального, регионального, федерального и международного уровней. 8.5. Процедура защиты состоит в 5-7 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. 8.6. Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты. 8.7. Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект межпредметный. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта. 8.8. Критерии оценки защиты проекта (Приложение 4, 9). 8.9. Комиссия даёт заключение об уровне сформированности УУД (Приложение 5). Каждый показатель оценивается по трехбалльной шкале: «3» - показатель представлен полностью; «2» - показатель представлен частично; «1» - показатель почти не представлен. Максимальное количество баллов – 27. 8.10. Итоговый балл за содержание и защиту проекта на уровне НОО – 44 балла, на уровне ООО – 57 баллов. 8.11. На публичной защите проектов на уровне НОО у обучающихся возможно отсутствие письменной части проекта. 16 9. Функциональные обязанности руководителя проектной группы 9.1. Своевременно предоставить примерную тематику проектов по своей предметной области, допускается расширение тематики в зависимости от возможностей руководителя проекта. 9.2. Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей программы, электронного ресурса осуществляется посредством взаимодействия с руководителем проекта. 9.3. Детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта. 9.4. Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками выполняемых работ. 9.5. Своевременное занесение в дневник работы над проектом каждого ученика отметок о выполнении этапа проектной деятельности. 9.6. Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков. 9.7. Несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части, оказание помощи учащемуся в подготовке документации к защите проекта. 10. Документация 10.1. Для обучающихся на уровне ООО – Индивидуальный план выполнения проекта (Приложение 6). 10.2. Для руководителя проекта: - Индивидуальный план выполнения проекта обучающимся (Приложение 7); - Рецензия по каждому индивидуальному проекту. Руководитель проекта передаёт заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта. 10.3. Для классного руководителя: Лист ознакомления родителей (Приложение 8). Классный руководитель после защиты проекта выставляет итоговую оценку в классный журнал. 10.4. Для комиссии: - Заключение по уровню сформированности проектной деятельности; - Протокол заседания комиссии по защите итогового индивидуального проекта за курс основной школы (Приложение 3). 17 11. Права и ответственность сторон 11.1. Руководитель индивидуального итогового проекта должен: - совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному проекту; - совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; - мотивировать обучающегося на выполнение работы по индивидуальному проекту; - оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования; - контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального проекта. 11.2. Руководитель индивидуального итогового проекта имеет право: - требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения работы; - использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; - обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального итогового проекта. 11.3. Обучающийся должен: - выбрать тему индивидуального итогового проекта; - посещать консультации и занятия по индивидуальному итоговому проекту; - ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального итогового проекта; -подготовить публичный отчёт о проделанной работе. 11.4. Обучающийся имеет право: - на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального итогового проекта; - использовать для выполнения индивидуального итогового проекта ресурсы школы. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 18 Приложение 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2» Индивидуальный итоговый проект Тема: «Создание детского путеводителя по городу Верхотурье» Предмет: история Выполнила: Зверева Алёна, Обучающаяся 8 класса Руководитель: Сухих Денис Александрович учитель истории Члены комиссии: _________ ФИО _________ ФИО _________ ФИО Верхотурье год 19 Паспорт индивидуального итогового проекта Название проекта Автор проекта Руководитель проекта Учебная дисциплина Тип проекта Цель Задачи Гипотеза Актуальность Краткое содержание проекта (аннотация) Результат проекта (продукт) Образец оформления оглавления индивидуального проекта Оглавление Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Роль рекламы в информационном обществе…………………........ 5 1.1. Понятие рекламы……………………………………………………... 5 1.2. 9 Глава 2. 10 2.1 2.2. Заключение…………………………………………………………………… Список использованной литературы……………………………………....... Приложения…………………………………………………………………… 20 Требования к оформлению списка литературы и других источников В конце работы прилагается список используемой литературы. Литературные источники следует располагать в следующем порядке: книги по теме ИИП (фамилии и инициалы автора, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страниц); энциклопедии, справочники; газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, годиздания, номер издания, номер страниц); интернет ресурсы (ссылки). Библиографические ссылки в тексте ИИП оформляются в виде затекстовых ссылок. Книга, имеющая не более трех авторов: 1. Борозда, И.В. Лечение сочетанных повреждений таза / И.В. Борозда, Н.И. Воронин, А.В. Бушманов. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 195 с. 2. Сычев, М.С. История Астраханского казачьего войска: учебное пособие / М.С. Сычев. – Астрахань: Волга, 2009. – 231 с. Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.: Мировая художественная культура: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. – М.: Высшая школа, 2005. – Т. 2. – 655 с. Статья из сборника: Цивилизация Запада в 20 веке / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. — М, 2000. — Гл. 13. — С. 347-366. Статья из журнала: Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права / О. В. Мартышин // Государство и право. – 2005. – № 7. – С. 5-12. Электронное издание: Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронный ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. – Версия 2.0. – М.: Formoza, 1998. Интернет-ресурс: 1. Орехов, С.И. Л. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. – 2006 [Электронный ресурс]. URL: http//www.omsk.edu/article/vestnic-omgpu-21.pdf 21 (дата обращения: 10.12.2017). 2. Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака.– 2006. – 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: http//written.ru (дата обращения: 18.01.2018) 3. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] / Ред. В.Румянцев. – М., 2001. - Ре- жим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu 4. Исследовано в России [Электронный ресурс]: науч. журн. / Моск. физ.тех.ин-т – М.: МФТИ, 2003. – Режим доступа: http://zhurnal.mipt/rssi.ru 22 Приложение 2 Рецензия на выполненный индивидуальный проект за курс основного общего образования обучающимся ________ класса _____________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Количество баллов ____________________________ Отметка _______________________________ Руководитель проекта ____________________ /__________________________/ 23 Приложение 3 Протокол заседания комиссии по защите индивидуального итогового проекта за курс основной школы ФИО председателя _________________________________________________ ФИО членов комиссии_______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ № Автор проекта п/п Тема проекта Продукт Оценка Защита руководителя проекта Уровень Итоговый Отметка сформированности балл УУД Председатель комиссии ____________________________________________ Члены комиссии ______ _____________________ ______ _____________________ ______ _____________________ Дата ____ ________ 202__ г. 24 Приложение 4 Критерии оценивания индивидуального (группового) проекта на уровне ООО Критерий 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению Баллы проблем (макс – 15 баллов) 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного 1 числа однотипных источников Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных 2 источников Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3 1.2. Постановка проблемы Проблема сформулирована, план действий фрагментарный 1 Проблема сформулирована, обоснована, но план действий по доказатель2 ству/опровержению гипотезы неполный Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан 3 подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы 1.3. Актуальность и значимость темы проекта Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на 1 уровне утверждений Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на 2 уровне утверждений, приведены основания Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, 3 тема имеет актуальность и значимость не только для данного ученика 1.4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Работа шаблонная. Автор не продемонстрировал самостоятельности в работе, 1 не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автора, пред2 принята попытка представить личный взгляд на тему проекта Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением 3 автора к идее проекта 1.5. Полезность и востребованность продукта Проектный продукт имеется в наличии, но круг лиц, которыми он может быть 1 востребован, указан неявно. Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован 2 указан. Названы области использования продукта. Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. 3 Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению КРИТЕРИЙ 1. ИТОГО Критерий 2. Сформированность предметных знаний и способов действий (макс. 6 баллов) 2.1. Глубина раскрытия темы проекта Баллы Тема проекта раскрыта фрагментарно (неполно) 1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие 3 знания, выходящие за рамки школьной программы 2.2. Использование средств наглядности, технических средств Баллы Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны 1 25 основные требования к дизайну презентации Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет со гласованности между презентацией и текстом доклада Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы КРИТЕРИЙ 2. ИТОГО Критерий 3. Сформированность регулятивных действий (макс. – 6 баллов) 3.1 Соответствие требованиям оформления письменной части Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3.2. Логика изложения, построение доклада Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно (неполно) Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ, сделаны необходимые выводы. КРИТЕРИЙ 3. ИТОГО Критерий 4. Сформированность коммуникативных действий (макс. – 3 балла) 4.1 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения КРИТЕРИЙ 4. ИТОГО ВСЕГО БАЛЛОВ Максимальное количество баллов: 30 Базовый уровень: 50 – 75 % (15 – 22,5 балла) Повышенный уровень: 76 – 100% (23 – 30 баллов) Оценка «зачёт» соответствует 51-100% (15-30 баллов) Оценка «незачёт» соответствует 0-49 % (0-15 балла) 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 26 Приложение 5 Заключение об уровне сформированности УУД Критерии Сформированность познавательных действий Сформированность регулятивных действий Сформированность коммуникативных действий Показатели Обучающийся способен: - обрабатывать информацию (группировка, схематизация, упрощение, символизация) выполнять логические операции (сравнение, анализ, синтез. Обобщение, классификация, установление связей) - переносить знания и способы действий на новые объекты, новые области знаний Обучающийся способен: - определять цель своей работы и планировать её - контролировать процесс выполнения задания и качество его выполнения - оценивать процесс и результат деятельности Обучающийся способен: - участвовать в обсуждении, диалоге - создавать устное высказывание и текст в соответствии с коммуникативной задачей, темой и форматом - оформить выполненную работу в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы, рисунки), представить её результаты Количество баллов Каждый показатель оценивается по трёхбалльной шкале: «3» - показатель представлен полностью «2» - показатель представлен частично «1» - показатель почти не представлен Максимальное количество баллов – 27 27 Приложение 6 Индивидуальный план/индивидуальная программа выполнения проекта Тема ФИО разработчика проекта Класс ФИО руководителя проекта № Виды деятельности 1 Определение темы, списка необходимой литературы, источников информации 2 Составление плана работы над проектом, определение цели и задач 3 Формулировка проблемы и обсуждение способов её разрешения 4 Выбор необходимого инструментария для работы над проектом (материальнотехнические ресурсы) 5 Создание тезисов по каждому разделу проекта и их доказательство 6 Создание целостного текста проекта (оформление конечного результата, продукт) и его редактирование 7 Формулировка выводов и обобщений 8 Подготовка к защите проекта. Оформление паспорта и папки 9 Тренировочное публичное выступление. Коррекция 10 Подготовка компьютерной презентации проекта 11 Тренировочное выступление с презентацией Планируемая Дата Подпись дата исполнения фактически руководителя 28 Приложение 7 Индивидуальный план выполнения проекта обучающимися № ФИО обучающегося Тема проекта Итоговая Подпись оценка руководите лем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ___ _______________ 202__ г. Руководитель проектов ____________ _______________________________ 29 Приложение 8 Лист ознакомления родителей со сроками выполнения ИИП № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ФИО обучающегося Тема проекта Дата выполнения проекта Дата защиты Подпись 30 Приложение 9 Оценочный лист проектной работы на уровне НОО Дата проведения защиты: __________ Ф.И.О. обучающегося, класс: _____________________________________ ема проекта: № ___________________________ Критерий Баллы(от 0 до 3) Оценка представленной работы: (тема) 1. Обоснование выбора темы. Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам 2. Рефлексия Владение рефлексией; социальное и прикладное значение полученных результатов (для чего?, чему научились?), выводы 1– не было обоснования темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью 2– был обоснован выбор темы цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью 3-было обоснование выбора темы, цель сформулирована в соответствии с темой, тема раскрыта полностью 0 – нет выводов 1 – выводы по работе представлены неполно 2 – выводы полностью соответствуют теме и цели работы Оценка выступления участников: 3. 4. 5. Качество публичного владение материалом выступления, 1-участник читает текст 2-участник допускает речевые и грамматические ошибки 3-речь участника грамотная и безошибочная, хорошо владеет материалом Качество представления продукта 1 – участники представляют продукт проекта. 2- оригинальность представления продукта (Уровень организации и проведения 3 –оригинальность представления и качество презентации: устного сообщения, выполнения продукта письменного отчёта, поделки, реферата, макета, иллюстрированного альбома, компьютерной презентации, карты, газеты, постановки, спектакля, экскурсии, игры. Обеспечение объектами наглядности, творческий подход в подготовке наглядности) Умение вести дискуссию, корректно 1-не умеет вести дискуссию, слабо владеет защищать свои идеи, эрудиция материалом докладчика 2-участник испытывает затруднения в умении отвечать на вопросы комиссии и слушателей 3-участник умеет вести дискуссию. Доказательно и корректно защищает свои идеи 31 6. Дополнительные баллы (креативность 0-3 новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст , особое мнение эксперта) ИТОГО Максимально - 17 Подписи членов экспертной комиссии: