РП математика 5-6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 298878)
учебного курса «Математика»
(учебный предмет «Математика»)
для обучающихся 5-6 классов

г. Верхотурье
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетными целями обучения математике в 5–6 классах являются:
продолжение формирования основных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность
математического образования обучающихся;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению
математики;
 подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи
математики и окружающего мира;
 формирование
функциональной математической грамотности: умения
распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях,
применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач,
интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие
практической ситуации.
Основные линии содержания курса математики в 5–6 классах – арифметическая и
геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной
логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Также в курсе математики происходит знакомство с элементами алгебры и описательной
статистики.
Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития
знаний о натуральных числах, полученных на уровне начального общего образования. При
этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических
знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением
простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Изучение натуральных
чисел продолжается в 6 классе знакомством с начальными понятиями теории делимости.
Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это
первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями,
понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объёме
предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики
изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно
обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными
дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания
обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и
при практическом использовании. К 6 классу отнесён второй этап в изучении дробей, где
происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение
новых вычислительных алгоритмов, оттачивание техники вычислений, в том числе
значений выражений, содержащих и обыкновенные, и десятичные дроби, установление
связей между ними, рассмотрение приёмов решения задач на дроби. В начале 6 класса
происходит знакомство с понятием процента.
Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что они
также могут рассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы
«Положительные и отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», в рамках
которой знакомство с отрицательными числами и действиями с положительными и
отрицательными числами происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет


на доступном уровне познакомить обучающихся практически со всеми основными
понятиями темы, в том числе и с правилами знаков при выполнении арифметических
действий. Изучение рациональных чисел на этом не закончится, а будет продолжено в курсе
алгебры 7 класса.
При обучении решению текстовых задач в 5–6 классах используются арифметические
приёмы решения. При отработке вычислительных навыков в 5–6 классах рассматриваются
текстовые задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и
производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Обучающиеся знакомятся с
приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с
информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.
В программе учебного курса «Математика» предусмотрено формирование
пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в
зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика
широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений,
формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя»
числа.
В программе учебного курса «Математика» представлена наглядная геометрия,
направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения,
изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется
на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление
обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту,
моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в
пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной
и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения
наглядной геометрии знания, полученные обучающимися на уровне начального общего
образования, систематизируются и расширяются.
Согласно учебному плану в 5–6 классах изучается интегрированный предмет
«Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а
также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной
статистики.
На изучение учебного курса «Математика» отводится 340 часов: в 5 классе – 170
часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Натуральные числа и нуль
Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных
чисел точками на координатной (числовой) прямой.
Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной
системы счисления. Десятичная система счисления.
Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы
сравнения. Округление натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел, свойство нуля при сложении. Вычитание как действие,
обратное сложению. Умножение натуральных чисел, свойства нуля и единицы при
умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь
между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и
сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство
(закон) умножения.
Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств
арифметических действий.
Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа.
Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком.
Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных
слагаемых.
Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений, порядок
выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и
сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства
умножения.
Дроби
Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби.
Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь, представление смешанной дроби в
виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби.
Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение
дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.
Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей, взаимно обратные
дроби. Нахождение части целого и целого по его части.
Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной.
Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных
дробей.
Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.
Решение текстовых задач
Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач.
Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач
таблиц и схем.
Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время,
расстояние, цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены,
расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение основных задач на дроби.
Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол,
ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый
углы.
Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр
многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник, прямоугольник,
квадрат, треугольник, о равенстве фигур.
Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из
частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств
сторон и углов прямоугольника, квадрата.
Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в
том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный
параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников.
Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги,
проволоки, пластилина и других материалов).
Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.
6 КЛАСС
Натуральные числа
Арифметические действия с многозначными натуральными числами. Числовые
выражения, порядок действий, использование скобок. Использование при вычислениях
переместительного и сочетательного свойств сложения и умножения, распределительного
свойства умножения. Округление натуральных чисел.
Делители и кратные числа, наибольший общий делитель и наименьшее общее
кратное. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком.
Дроби
Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и
упорядочивание дробей. Решение задач на нахождение части от целого и целого по его
части. Дробное число как результат деления. Представление десятичной дроби в виде
обыкновенной дроби и возможность представления обыкновенной дроби в виде
десятичной. Десятичные дроби и метрическая система мер. Арифметические действия и
числовые выражения с обыкновенными и десятичными дробями.
Отношение. Деление в данном отношении. Масштаб, пропорция. Применение
пропорций при решении задач.
Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту.
Выражение процентов десятичными дробями. Решение задач на проценты. Выражение
отношения величин в процентах.
Положительные и отрицательные числа
Положительные и отрицательные числа. Целые числа. Модуль числа, геометрическая
интерпретация модуля числа. Изображение чисел на координатной прямой. Числовые

промежутки. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и
отрицательными числами.
Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости,
абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.
Буквенные выражения
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Свойства
арифметических действий. Буквенные выражения и числовые подстановки. Буквенные
равенства, нахождение неизвестного компонента. Формулы, формулы периметра и
площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда и куба.
Решение текстовых задач
Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач.
Решение задач перебором всех возможных вариантов.
Решение задач, содержащих зависимости, связывающих величины: скорость, время,
расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём работы.
Единицы измерения: массы, стоимости, расстояния, времени, скорости. Связь между
единицами измерения каждой величины.
Решение задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин,
процентами; решение основных задач на дроби и проценты.
Оценка и прикидка, округление результата. Составление буквенных выражений по
условию задачи.
Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Столбчатые диаграммы:
чтение и построение. Чтение круговых диаграмм.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол,
ломаная, многоугольник, четырёхугольник, треугольник, окружность, круг.
Взаимное расположение двух прямых на плоскости, параллельные прямые,
перпендикулярные прямые. Измерение расстояний: между двумя точками, от точки до
прямой, длина маршрута на квадратной сетке.
Измерение и построение углов с помощью транспортира. Виды треугольников:
остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний.
Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Прямоугольник, квадрат: использование
свойств сторон, углов, диагоналей. Изображение геометрических фигур на нелинованной
бумаге с использованием циркуля, линейки, угольника, транспортира. Построения на
клетчатой бумаге.
Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры, единицы измерения площади.
Приближённое измерение площади фигур, в том числе на квадратной сетке. Приближённое
измерение длины окружности, площади круга.
Симметрия: центральная, осевая и зеркальная симметрии.
Построение симметричных фигур.
Наглядные представления о пространственных фигурах: параллелепипед, куб,
призма, пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространственных фигур.
Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделей
пространственных фигур (из бумаги, проволоки, пластилина и других материалов).
Понятие объёма, единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда,
куба.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Математика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских
математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах
функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к
обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности моральноэтических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности
математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых
умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению
видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для
развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением
простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием
своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и
путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер,
корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями,
формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
 воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие,
условные;
 выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях,
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные
доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать
собственные рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие,
проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать
достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою
точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный
результат;
 в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи,
нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
 представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления
с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
 принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ,
договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
 участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть
работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия


Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или
недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Числа и вычисления
Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.
Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.
Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками
на координатной (числовой) прямой.
Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.
Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.
Округлять натуральные числа.
Решение текстовых задач
Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных
вариантов.
Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость.
Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.
Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы, расстояния, времени, скорости, выражать одни единицы величины
через другие.
Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать
представленные данные, использовать данные при решении задач.
Наглядная геометрия
Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.
Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.
Использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона, с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ, с
окружностью: радиус, диаметр, центр.

Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки.
Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить
окружность заданного радиуса.
Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра.
Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур,
изображённых на клетчатой бумаге.
Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.
Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, измерения, находить измерения
параллелепипеда, куба.
Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.
Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.
К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Числа и вычисления
Знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переходить (если это возможно) от
одной формы записи числа к другой.
Сравнивать и упорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать числа одного и разных знаков.
Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с натуральными и целыми числами,
обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами.
Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений, выполнять преобразования
числовых выражений на основе свойств арифметических действий.
Соотносить точку на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображать числа точками на координатной прямой,
находить модуль числа.
Соотносить точки в прямоугольной системе координат с координатами этой точки.
Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел.
Числовые и буквенные выражения
Понимать и употреблять термины, связанные с записью степени числа, находить квадрат и куб числа, вычислять значения
числовых выражений, содержащих степени.
Пользоваться признаками делимости, раскладывать натуральные числа на простые множители.
Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения.
Использовать буквы для обозначения чисел при записи математических выражений, составлять буквенные выражения и
формулы, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

Находить неизвестный компонент равенства.
Решение текстовых задач
Решать многошаговые текстовые задачи арифметическим способом.
Решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами, решать три основные задачи на дроби и
проценты.
Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость,
производительность, время, объём работы, используя арифметические действия, оценку, прикидку, пользоваться единицами измерения
соответствующих величин.
Составлять буквенные выражения по условию задачи.
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на линейной, столбчатой или круговой диаграммах, интерпретировать
представленные данные, использовать данные при решении задач.
Представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм.
Наглядная геометрия
Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических плоских и пространственных
фигур, примеры равных и симметричных фигур.
Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой бумаге изученные плоские геометрические
фигуры и конфигурации, симметричные фигуры.
Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, использовать терминологию, связанную с симметрией:
ось симметрии, центр симметрии.
Находить величины углов измерением с помощью транспортира, строить углы заданной величины, пользоваться при решении
задач градусной мерой углов, распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы.
Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника, пользоваться единицами измерения длины, выражать одни единицы
измерения длины через другие.
Находить, используя чертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки до прямой, длину пути на квадратной
сетке.
Вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, использовать разбиение на прямоугольники, на равные фигуры,
достраивание до прямоугольника, пользоваться основными единицами измерения площади, выражать одни единицы измерения
площади через другие.
Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань,
основание, развёртка.
Изображать на клетчатой бумаге прямоугольный параллелепипед.

Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба, пользоваться основными единицами измерения объёма;
Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических ситуациях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Натуральные числа. Действия с натуральными числами
43

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4131ce

3

Наглядная геометрия. Линии на плоскости
2

12

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4131ce

3

Наглядная геометрия. Многоугольники

10

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4131ce

9

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4131ce

Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве
4

5

Обыкновенные дроби

6

Десятичные дроби

7

Повторение и обобщение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

49

3

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4131ce

37 \38

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4131ce

10

1

170

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4131ce

6

6 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

1

Натуральные числа

30

2

Наглядная геометрия. Прямые на
плоскости

7

3

Дроби

32

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f414736

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414736

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414736

Библиотека ЦОК

4

Наглядная геометрия. Симметрия

6

5

Выражения с буквами

6

6

Наглядная геометрия. Фигуры на
плоскости

14

1

7

Положительные и отрицательные числа

40

1

8

Представление данных

6

1

Библиотека ЦОК

9

Наглядная геометрия. Фигуры в
пространстве

9

1

Библиотека ЦОК

10

Повторение, обобщение,
систематизация

20

1

170

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

https://m.edsoo.ru/7f414736

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414736

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414736

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414736
https://m.edsoo.ru/7f414736
https://m.edsoo.ru/7f414736

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414736

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов

№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дополнительная
информация

1

Представление числовой
информации в таблицах

1

1

2

Цифры и числа

1

1

3

Многозначные числа. Решение
задач
Отрезок и его длина. Ломаная

1

1

1

2

1

3

1

2

4

6

Многоугольник. Периметр
многоугольника
Плоскость и прямая

7

Луч и угол

1

2

8

Шкалы

1

1

9

Координатная прямая

1

1

10

Сравнение натуральных чисел

1

1

11

1

1

1

1

13

Округление натуральных
чисел
Представление числовой
информации в столбчатых
диаграммах
Римская нумерация

1

1

14

Урок повторения и обобщения

1

1

5

12

16

Контрольная работа № 1.
Входная диагностическая
работа
Сложение натуральных чисел.

17

Свойства сложения

15

1

1

1

1

1

1

1

Электронные
(цифровые) образовательные ресурсы

18

Вычитание натуральных чисел

1

1

19

Свойства вычитания

1

1

20

1

1

1

1

22

Числовые и буквенные
выражения
Вычисление значений
выражения
Уравнение

1

1

23

Решение уравнения

1

1

24

Решение уравнения

1

1

25

Математическая модель

1

1

26

Решение задач с помощью
уравнений
Решение задач с помощью
уравнений
Контрольная работа № 2

1

1

1

1

1

1

30

Умножение натуральных
чисел
Свойства умножения

1

1

31

Решение примеров и задач

1

1

32

Деление натуральных чисел

1

1

33
34

Решение примеров и задач
Деление с остатком

1
1

1
1

35

Упрощение выражений

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

27
28
29

36

37

38
39

Распределительное свойство
умножения
относительно
сложения
Распределительное свойство
умножения
относительно
вычитания
Решение примеров и задач
по теме "Упрощение
выражений"
Порядок действий в
вычислениях

1

1

1

43

Решение текстовых задач на
все арифметические
действия
Решение текстовых задач на
движение
Решение текстовых задач на
покупки
Урок обобщения и
систематизации знаний

44

Контрольная работа № 3

1

45

1

1

46

Степень с натуральным
показателем
Запись числа в виде суммы
разрядных слагаемых

1

1

47

Делители и кратные. Простые
и составные числа

1

1

48

Свойства делимости

1

1

49

Признак делимости на 2

1

1

50

Признак делимости на 5 и 10

1

1

51

Признак делимости на 3

1

1

52

Признак делимости на 9

1

1

53

Решение задач

1

1

54

Формулы

1

1

55

Площадь. Единицы
измерения площадей

1

3

56

Треугольник

1

3

57

Урок обобщения и
систематизации знаний

1

1

58

Контрольная работа № 4

1

59

Формула площади
прямоугольника

1

40
41
42

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1
3

65

Площадь многоугольников,
составленных из
прямоугольников
Геометрия на клетчатой
бумаге
Практическая работа
"Построение
прямоугольника с заданными
сторонами на нелинованной
бумаге"
Прямоугольный
параллелепипед, куб
Объемы. Единицы измерения
объема
Объем прямоугольного
параллелепипеда

66

Решение задач

1

4

67

Развертка параллелепипеда

1

4

68

Развертка куба

1

4

69

Практическая работа
«Развертка куба»
Окружность и круг

1

60
61

62

63
64

70
71
72

Практическая работа
«Построение узора из
окружностей»
Шар и цилиндр

1

3

1

3

1

1

3

1

4

1

4

1

4

1

1
1

4
2

1

2

1

4

1

5

1

5

74

Дробь - способ записи части
величины
Обыкновенные дроби

75

Изображение дробей на
координатной прямой

1

5

76

Решение задач

1

5

77

Сравнение дробей

1

5

73

78

Сравнение дробей с помощью
координатной прямой

1

5

1

5

1

5

80

Правильные и неправильные
дроби
Правило сложения дробей с
одинаковым знаменателем

81

Сложение дробей с
одинаковым знаменателем

1

5

82

Правило вычитания дробей с
одинаковым знаменателем

1

5

83

Вычитание дробей с
одинаковым знаменателем

1

5

Деление натуральных чисел и
дроби
Смешанные числа

1

5

1

5

1

5

87

Смешанные числа.
Алгоритмы
Сложение смешанных чисел

1

5

88

Вычитание смешанных чисел

1

5

89

Урок обобщения и
систематизации знаний

1

5

90

Контрольная работа № 5

1

91

Основное свойство дроби

1

5

92

Сокращение дробей

1

5

93

Приведение дроби к новому
знаменателю

1

5

94

Общий знаменатель и
дополнительный множитель

1

5

95

Приведение дробей к общему
знаменателю

1

5

79

84
85
86

1

5

96

Решение примеров и задач

1

5

97

Сравнение дробей с разными
знаменателями

1

5

98

Сравнение дробей с разными
знаменателями на чертежах

1

5

99

Сложение дробей с разными
знаменателями

1

5

1

5

1

5

1

5

1

5

1

5

1

5

100

101

102

Решение примеров на
сложение дробей с разными
знаменателями
Решение задач на сложение
дробей с разными
знаменателями
Вычитание дробей с разными
знаменателями

105

Решение примеров на
вычитание дробей с разными
знаменателями
Решение задач на вычитание
дробей с разными
знаменателями
Урок обобщения и
систематизации знаний

106

Контрольная работа № 6

103

104

108

Умножение дроби на
натуральное число
Умножение дробей

109

Нахождение части целого

107

110
111

Решение задач на нахождение
части целого
Применение букв для записи
математических выражений и
предложений

1

1

5

1

5

1

5

1

5

1

5

1

5

113

Упрощение выражений,
нахождение значений
выражений
Взаимно обратные числа

114

Деление дробей

1

5

115

Нахождение целого по его
части
Решение задач на нахождение
целого по его части
Решение текстовых задач,
содержащих дроби.
Практическая работа
«Арифметические действия с
обыкновенными дробями»
Основные задачи на дроби

1

5

1

5

1

5

112

116
117
118
119

1

5

1

5

1

1

5

1

5

1

5

121

Урок обобщения и
систематизации знаний
Контрольная работа № 7

122

Десятичная запись дробей

1

6

123

Представление десятичной
дроби в виде обыкновенной

1

6

1

6

1

6

120

1

1

5

125

Изображение десятичных
дробей точками на числовой
прямой
Сравнение десятичных дробей

126

Сложение десятичных дробей

1

6

127

Решение примеров на
сложение десятичных дробей

1

6

1

6

1

6

1

6

124

128
129

130

Решение задач на сложение
десятичных дробей
Вычитание десятичных
дробей
Решение примеров на
вычитание десятичных дробей

133

Решение задач на вычитание
десятичных дробей
Урок обобщения и
систематизации знаний
Контрольная работа №8

134

Округление чисел. Прикидка

1

6

135

Приближенное значение числа

1

6

136

Умножение десятичной дроби
на натуральное число

1

6

137

Умножение десятичной дроби
на 10, 100, 1000 и т.д.

1

6

1

6

1

6

1

6

1

6

1

6

1

6

1

6

1

6

1

6

1

6

1

6

131
132

138
139
140
141

142
143
144
145

146
147
148
149

Деление десятичной дроби на
натуральное число
Деление десятичной дроби на
10, 100, 1000 и т.д.
Умножение на десятичную
дробь
Умножение на 0,1; 0,01; 0,001
и т.д.
Решение примеров на
умножение на десятичную
дробь
Решение задач на умножение
на десятичную дробь
Деление на десятичную дробь
Деление на 0,1; 0,01; 0,001 и
т.д.
Решение примеров на деление
на десятичную дробь
Решение задач на деление на
десятичную дробь
Урок обобщения и
систематизации знаний
Итоговая контрольная работа

1

6

1

6

1

1

1

1

6

6

150
151

152

153

154
155
156
157
158
159

Арифметические действия с
десятичными дробями
Решение примеров на
арифметические действия с
десятичными дробями
Десятичные дроби: упрощение
выражений, нахождение
значений выражений
Решение уравнений на
арифметические действия с
десятичными дробями
Решение задач на
арифметические действия с
десятичными дробями
Калькулятор
Практическая работа
"Десятичные дроби"
Виды углов. Чертежный
треугольник
Измерение углов. Транспортир
Практическая работа
"Построение углов"
Урок обобщения и
систематизации знаний
Урок закрепления и
повторения пройденного
материала
Повторение. Арифметические
действия с натуральными
числами
Повторение. Арифметические
действия с обыкновенными
дробями

1

6

1

6

1

6

1

6

1

6

1

6

1

1

6

1

2

1

2

1

1

2

1

6

1

6

1

7

1

7

164

Повторение. Решение задач на
арифметические действия с
натуральными числами и
обыкновенными дробями

1

7

165

Повторение. Арифметические
действия с десятичными
дробями

1

7

160
161

162

163

166

Повторение. Решение задач на
арифметические действия с
десятичными дробями

1

7

1

7

168

Урок обобщения и
систематизации знаний
Контрольная работа №10

169

Резерв

1

7

170

Резерв

1

7

167

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

170

1

9

7

6

6 КЛАСС

Количество часов
Всего
Контрольные
работы

№ п/п

Тема урока

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

3
3
3
3
3
8
8

12
13

Повторение курса 5 класса. Натуральные
числа
Повторение
курса
5
класса.
Обыкновенные дроби
Повторение курса 5 класса. Десятичные
дроби
Повторение
курса
5
класса.
Геометрические фигуры
Среднее арифметическое
Проценты
Перевод числа в проценты
Перевод процентов в число
Решение задач на тему «Проценты»
Круговая диаграмма
Представление числовой информации в
круговых диаграммах
Виды треугольников
Урок обобщения и систематизации знаний

1
1

6
1

14
15
16

Входная контрольная работа
Простые и составные числа
Разложение числа на простые множители

1
1
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

17
18
19
20
21

Решение тренировочных задач на тему
«Разложение
числа
на
простые
множители»
Наибольший общий делитель
Алгоритм нахождения НОД
Взаимно простые числа
Решение задач на нахождение НОД

1

Практические
работы

Дата
изучения

Дополнительная
информация

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Наименьшее общее кратное натуральных
чисел
Алгоритм нахождения НОК
Решение задач на нахождение НОК
Нахождение НОД и НОК
Урок обобщения и систематизации знаний
Контрольная работа № 2
Наименьший общий знаменатель
Приведение дробей к наименьшему
общему знаменателю
Сравнение обыкновенных дробей
Сложение обыкновенных дробей
Решение
примеров
на
сложение
обыкновенных дробей
Решение текстовых задач на сложение
обыкновенных дробей
Вычитание обыкновенных дробей
Решение
примеров
на вычитание
обыкновенных дробей
Решение текстовых задач на вычитание
обыкновенных дробей
Действие сложения смешанных чисел
Действие вычитания смешанных чисел
Решение примеров на действия
сложения и вычитания смешанных чисел
Решение задач на действия сложения и
вычитания смешанных чисел
Урок обобщения и систематизации знаний
Контрольная работа № 3
Действие умножения смешанных чисел
Решение
примеров
на
действие
умножения смешанных чисел
Нахождение дроби от числа

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
3
3

1

1
1
1

3
3
3

1

3

1
1

3
3

1

3

1
1
1

3
3
3

1

3

1
1
1
1

3
3
3
3

1

1

3

3

47
48

Нахождение дроби от числа. Решение 1
текстовых задач
Решение тестовых задач
1
Распределительное свойство умножения 1

49

Распределительное свойство умножения

1

3

50

Применение
распределительного
свойства умножения
Действие деления смешанных чисел
Решение примеров на действие деления
смешанных чисел
Решение текстовых задач
Нахождение числа по его дроби
Решение текстовых задач
Основные задачи на дроби
Урок обобщения и систематизации
знаний
Контрольная работа № 4
Дробные выражения
Нахождение
значения
дробного
выражения
Буквенные выражения
Нахождение значений выражений
Арифметические
действия
со
смешанными числами
Призма и пирамида
Отношения
Пропорция
Решение задач на отношения и
пропорции
Прямая пропорциональная зависимость
Обратная
пропорциональная
зависимость
Масштаб

1

3

1
1

3
3

1
1
1
1
1

3
3
3
3
3

46

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

1
1
1

3
3

1

3
3
3

1
1
1

3
3
3

1
1
1
1

9
3
3
3

1
1

3
3

1

3

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

92
93

Решение задач на отношения, пропорции
и масштаб
Урок обобщения и систематизации
знаний
Контрольная работа № 5
Осевая, центральная и зеркальная
симметрии
Построение симметричных фигур
Симметрия в пространстве
Практическая
работа
«Осевая
симметрия»
Длина окружности
Практическая работа «Отношение длины
окружности к ее диаметру»
Площадь круга
Практическая работа «Площадь круга»
Положительные и отрицательные числа
Положительные и отрицательные числа
на координатной прямой
Противоположные числа
Целые числа
Модуль числа
Геометрическая интерпретация модуля
числа
Примеры разверток многогранников,
цилиндра и конуса
Урок обобщения и систематизации
знаний
Контрольная работа № 6
Сравнение
положительных
и
отрицательных чисел
Сравнение
положительных
и
отрицательных чисел с помощью
координатной прямой
Решение
задач
на
сравнение
положительных и отрицательных чисел

1

3

1

3

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

3
4

1

4
4
4

1

6
3

1

6
6
7
7

1
1
1
1

7
7
7
7

1

9

1

7

1
1

1

7
7

1

7

1

7

94
95
96
97

98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114

Изменение величин
Сложение вида -a + b с помощью
координатной прямой
Сложение вида -a + (-b) с помощью
координатной прямой
Сложение вида -a + a с помощью
координатной прямой
Закрепление
навыков
сложения
положительных и отрицательных чисел с
помощью координатной прямой
Сложение отрицательных чисел
Решение задач по теме «Сложение
отрицательных чисел»
Сложение чисел с разными знаками
Алгоритм сложения чисел с разными
знаками
Решение задач по теме «Сложение чисел
с разными знаками»
Действие вычитания
Нахождение
длины
отрезка
на
координатной прямой
Решение задач по теме «Действие
вычитания»
Действие умножения. Умножение двух
чисел с разными знаками
Умножение двух отрицательных чисел
Решение задач по теме «Действие
умножения»
Действие деления. Деление двух чисел с
разными знаками
Деление двух отрицательных чисел
Решение задач по теме «Действие
деления»
Урок обобщения и систематизации
знаний
Контрольная работа № 7

1
1

7
7

1

7

1

7

1

7

1
1

7
7

1
1

7
7

1

7

1
1

7
7

1

7

1

7

1
1

7
7

1

7

1
1

7
7

1

7

1

1

7

6
116
117
118
119
120

121
122
123
124
125

126
127

128

129

130
131
132
133
134

Цилиндр, шар и сфера
Прямоугольный параллелепипед,
куб
Изображение пространственных
фигур
Понятие
объема,
единицы
измерения объема
Объем
прямоугольного
параллелепипеда, куба
Практическая работа «Создание
моделей
пространственных
фигур»
Рациональное число
Периодическая дробь
Переместительное
свойство
сложения и умножения
Сочетательное свойство сложения
и умножения
Решение
задач
на
переместительное и сочетательное
свойства
Распределительное
свойство
умножения
Решение
задач
на
распределительное
свойство
умножения
Свойства
действий
с
рациональными
числами:
закрепление
Практическая
работа
«Положительные и отрицательные
числа»
Урок обобщения и систематизации
знаний
Контрольная работа № 8
Раскрытие скобок со знаком «+»
перед скобками
Раскрытие скобок со знаком «-»
перед скобками
Коэффициент

1
1

9
9

1

9

1

9

1

9

1

1

9

1
1
1

7
7
7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

1

1
1
1

7

7
1

7
5

1

5

1

5

135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145

146

147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158

Упрощение выражений
Подобные слагаемые
Приведение подобных слагаемых
Решение уравнений
Линейное уравнение
Урок – практикум по решению
уравнений
Упрощение выражений и решение
уравнений
Урок – практикум по упрощению
выражений и решению уравнений
Урок
закрепления
решений
уравнений
Решение текстовых задач
Урок – практикум по решению
текстовых задач с помощью
составления уравнений
Урок закрепления по решению
текстовых задач с помощью
составления уравнений
Практическая работа «Решение
уравнений»
Урок обобщения и систематизации
знаний
Итоговая контрольная работа
Перпендикулярные прямые
Перпендикулярные отрезки
Параллельные прямые
Параллельные отрезки
Координатная плоскость
Координаты точки на плоскости,
абсцисса и ордината
График
Представление
числовой
информации на графиках
Практическая работа «Построение
точек и фигур на координатной
плоскости»

1
1
1
1
1
1

5
5
5
5
5
5

1

5

1

5

1

5

1
1

5
5

1

5

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

5
1

5
2
2
2
2
8
8

1
1
1

5

8
8
1

8

Четырехугольник.
Прямоугольник. Квадрат
160
Периметр
многоугольника.
Площадь фигуры. Периметр и
площадь
прямоугольника
161
Повторение курса 6 класса. Дроби.
Отношения и пропорции
162
Повторение курса 6 класса.
Решение уравнений
163
Повторение курса 6 класса.
Рациональные числа
164
Урок обобщения и систематизации
знаний
165
Контрольная работа № 10
166
Резерв
167
Резерв
168
Резерв
169
Резерв
170
Резерв
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
159

1

6

1

6

1

10

1

10

1

10

1

10

1
1
1
1
1
1
170

1

10

10

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».