Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы информатики» для обучающихся 5-6 классов Верхотурье 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса «Основы информатики» в 5–6 классах на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа разработана на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» Изучение предметной области «Информатика» начинается в МАОУ «ООШ №2» с пропедевтического курса в начальной школе – «Мир информатики», в основной школе расширенный курс: 5-6 классы «Основы информатики», 7-9 классы «Информатика». В 56 классах реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса (по одному часу в неделю, всего 68 часов). Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; формирование понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и ИТ в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ 5—6 классы Учебный курс «Основы информатики» в основном общем образовании интегрирует в себе: цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов; теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах; информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Основные задачи учебного курса «Основы информатики» — сформировать у обучающихся: понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: 1. цифровая грамотность; 2. теоретические основы информатики; 3. алгоритмы и программирование; 4. информационные технологии. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на данный курс выделятся за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа по курсу Основы информатики для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс Основы информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5 класс Цифровая грамотность Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога). Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг. Теоретические основы информатики Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Алгоритмизация и основы программирования Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования. Информационные технологии Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. 6 класс Цифровая грамотность Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. Теоретические основы информатики Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Алгоритмизация и основы программирования Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. Информационные технологии Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию; овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ; соблюдение временных норм работы с компьютером. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. Экологическое воспитание: наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию. Универсальные и коммуникативные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете; называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение; понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»; искать информацию в Интернете (в том числе по выбранным ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации; запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»; составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов; создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений; создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения; создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию 6 класс ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу); работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов; защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты; пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных; сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; разбивать задачи на подзадачи; составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами; объяснять различие между растровой и векторной графикой; создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов; создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы; создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов п/п Тема учебного занятия Кол-во часов Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов) 1. Компьютер – универсальное 2 вычислительное устройство, работающее по программе 5 класс (34 часа) Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), ресурсы Интернет http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/presentations/5-2-1-kompjuteruniversalnaja-mashina-dlja-raboty-s-informaciej.ppt https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ 2. Программы для компьютеров Файлы и папки 3 Сеть Интернет. 2 Правила безопасного поведения в Интернете Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа) 4. Информация и 3 информационные процессы 3. https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f94504de-9f7f-4c2c-8ae22155adee914c/?interface=catalog http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d9a3e71-9364-4549-95476c2606387971/?interface=catalog http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1780aaa6-0bd1-465b-a2e4dda69e458780/?interface=catalog https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b98f5114-871b-4cc7-b2039a29594c3353/?interface=catalog http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2bdb864c-7cc3-44ac-9afc4a6c2f04d864/?interface=catalog http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e9e28a73-377f-0000-e01c9c38718a1a2f/?interface=catalog http://school-collection.edu.ru/catalog/res/174b0b5c-0d07-473c-bb866792fdddfb2b/?interface=catalog http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bd52dc17-c9f6-4948-8a59dfa9ab96dee1/?interface=catalog Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (5 часов) 5. Алгоритмы https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip 2 и исполнители http://www.lbz.ru/files/5814/ 6. Работа в среде программирования https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip 3 http://www.lbz.ru/files/5814/ Раздел 4. Информационные технологии (18 часов) 7. Графический редактор 4 8. Текстовый редактор 10 9. Компьютерная презентация 4 10. Итоговая контрольная работа 1 https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ef01b828-5322-45cf-9f150c62e4852cae/?interface=catalog http://school-collection.edu.ru/catalog/res/225c4a0a-6945-4882-92b2fdf0cbb391b5/?interface=catalog http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4e50f252-df73-4bfb-8de79e948f803707/?interface=catalog http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d1d68068-4ea9-4886-aea769c01b05f7fb/?interface=catalog http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9af50ad7-d6a7-4782-a92d6bd4de9be3a7/?interface=catalog http://www.lbz.ru/files/5814/ https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ п/п Тема учебного занятия РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность (4 часа) 1. Компьютер 2. Файловая система 6 класс (34 часа) Кол-во Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), ресурсы Интернет часов 1 https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ 2 https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов) 3. Защита от вредоносных программ 1 Информация и информационные процессы Двоичный код https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ 5. https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 1 https://resh.edu.ru/subject/19/6/ 6. Единицы измерения информации https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 2 Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (6 часов) 7. Основные алгоритмические конструкции https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 3 https://resh.edu.ru/subject/19/6/ 8. Вспомогательные алгоритмы https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 3 https://resh.edu.ru/subject/19/6/ Раздел 4. Информационные технологии (17 часов) 9. Векторная графика https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 5 https://t-1-i.buryatschool.ru/site/pub?id=192 https://resh.edu.ru/subject/19/6/ 10. Текстовый редактор https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 7 https://resh.edu.ru/subject/19/6/ 11. Создание интерактивных компьютерных https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 5 презентаций https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ 12. Итоговая контрольная работа (1 час) 1 4. 2 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № п/ п 1. 2. Тема урока Раздел 1. Цифровая грамотность. Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами. Компьютер – универсальное вычислительное устройство. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Количество часов Пра Контр ктич Всег ольны ески о е е работы рабо ты 7 1 0 0 4 0 1 0 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/file s/eor5/presentations/5-2-1-kompjuteruniversalnaja-mashina-dlja-raboty-sinformaciej.ppt https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ 3. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. 1 0 1 4. 1 0 1 5. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Имя файла (папки, каталога). 1 0 1 6. Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете 1 0 0 7. Поиск информации по выбранным ключевым словам и по 1 0 1 https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/f94504de-9f7f4c2c-8ae2-2155adee914c/?interface=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5d9a3e71-93644549-9547-6c2606387971/?interface=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/1780aaa6-0bd1465b-a2e4-dda69e458780/?interface=catalog https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ изображению Раздел 2. Теоретические основы информатики. 3 0 1 Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Действия с информацией. Кодирование информации. 1 0 1 1 0 0 1 0 0 5 0 3 11. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. 1 0 0 12. Типы алгоритмов 1 0 0 13. Знакомство со средой программирования «Кумир» 1 0 1 14. Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «Кумир» 1 0 1 15. Реализация циклических алгоритмов в среде программирования «Кумир» 0 1 8. 9. 10. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Раздел 3. Алгоритмы и программирование 1 https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/b98f5114-871b4cc7-b203-9a29594c3353/?interface=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/2bdb864c-7cc344ac-9afc-4a6c2f04d864/?interface=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/e9e28a73-377f0000-e01c-9c38718a1a2f/?interface=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/174b0b5c-0d07473c-bb86-6792fdddfb2b/?interface=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/bd52dc17-c9f64948-8a59-dfa9ab96dee1/?interface=catalog https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ Раздел 4. Информационные технологии Графический редактор. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов графического редактора Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора Текстовый редактор. Правила набора текста. 18 1 1 0 13 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 0 21. Создание небольших текстовых документов с использованием базовых средств текстовых редакторов 22. Текстовый процессор. Редактирование текста. 1 0 1 1 0 0 23. Редактирование текстовых документов 1 0 1 24. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов 1 0 0 25. Форматирование текстовых документов 1 0 1 26. Форматирование текстовых документов 1 0 1 27. Вставка в документ изображений 1 0 1 28. Работа с шаблонами документов 1 0 1 29. Работа с графическими объектами 1 0 1 30. Компьютерные презентации. 1 0 0 31. Создание презентации на основе готовых шаблонов 1 0 1 32. Создание презентации на основе готовых шаблонов 1 0 1 16. 17. 18. 19. 20. 33 Анимация различных объектов 1 0 1 34 Итоговая контрольная работа (1 час) 1 1 0 Всего 34 1 21 https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/ef01b828-532245cf-9f15-0c62e4852cae/?interface=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/225c4a0a-69454882-92b2-fdf0cbb391b5/?interface=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/4e50f252-df734bfb-8de7-9e948f803707/?interface=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/d1d68068-4ea94886-aea7-69c01b05f7fb/?interface=catalog https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files/5814/ Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), ресурсы Интернет практические работы Количество часов Контрольные работы Тема урока Всего № п/п 6 класс Раздел 1. Цифровая грамотность 4 0 2 1 0 0 https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ 1 0 0 3. Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу. Полное имя файла. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы 1 0 1 https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ 4. Поиск файлов средствами операционной системы 1 0 1 Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов) 6 0 2 5. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. 1 0 0 6. Информационные процессы и информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. 1 0 0 1 0 1 1 0 0 Информационный объём данных. Единицы измерения информации. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. 1 0 0 1. 2. 7. 8. 9. https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php Информационный объём данных. Характерные размеры файлов 1 различных типов. Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (6 часов) 6 0 1 0 4 11. Основные алгоритмические конструкции. 1 0 0 12. Управление исполнителем (исполнитель Черепаха). 1 0 1 13. Управление исполнителем (исполнитель Чертежник). 1 0 1 14. Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур). Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами. Раздел 4. Информационные технологии 1 0 0 1 0 1 1 0 1 17 0 16 1 1 0 0 0 1 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 0 1 1 0 1 24. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора Добавление векторных рисунков в документы. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу). Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками Добавление таблиц в текстовые документы. 1 0 1 25. Создание небольших таблиц по образцу 1 0 1 10. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php https://t-1-i.buryatschool.ru/site/pub?id=192 https://resh.edu.ru/subject/19/6/ https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ 26. Создание простейших диаграмм на основе таблицы 1 0 1 27. Создание круговых диаграмм на основе таблицы. Параметры диаграмм Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации Интерактивные компьютерные презентации 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 31. Интерактивные элементы. Гиперссылки. Создание презентации с гиперссылками. Создание презентации с интерактивными элементами. 1 0 1 32. Создание презентации с интерактивными элементами. 1 0 1 33. Мини-проект 1 0 1 34 Итоговая контрольная работа (1 час) 1 1 0 Всего часов: 34 1 25 28. 29. 30. https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/ 3/eor6.php https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eo r6.php https://resh.edu.ru/subject/19/6/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Информатика 5 класс/Информатика. 5, 6. класс. Авторский коллектив: Босова Л. Л./Босова А. Ю., 2021 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://resh.edu.ru/subject/19/6/ https://bosova.ru/metodist/communication/forum/forum16/ https://bosova.ru/books/1072/7396/ https://schoolgreen.ru/6-klass/elektronnoe-prilozhenie-6-klass-bosova-6.html https://inf.1sept.ru/ http://www.infoschool.narod.ru/ https://rabochaya-tetrad-i-uchebnik.com/j-1254x/tet1254.html https://it59mgn.ru/inf6pr/ http://eknigi.org/nauka_i_ucheba/33542-obshhaya-metodika-prepodavaniya- informatiki.html http://webpractice.cm.ru http://www.rusedu.info/ https://www.chopl.ru/ct-home/elektronnye-obrazovatelnye-resursy/item/85-eor.html http://eorhelp.ru/ https://interneturok.ru/article/informatika-6-klass http://pedsovet.org/m http://www.uchportal.ru/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/er.phphttps://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/e or5.php https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/im.php https://kopilkaurokov.ru/informatika/prochee/obrazovatiel_nyie_riesursy_sieti_intierniet http://school-collection.edu.ru/ https://it59mgn.ru/inf6pr/ https://it59mgn.ru/infcontrol6/ https://it59mgn.ru/infcontrol5/ https://onlinetestpad.com/ru/tests/informatics/6class https://onlinetestpad.com/ru/tests/informatics/5class http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/? http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm http://tests.academy.ru http://imfourok.net https://externat.foxford.ru КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. 2. Основными формами контроля по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на компьютере и зачеты. 3. При оценке письменных и устных ответов в первую очередь учитываются показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе. Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п. 4. Задания для устного и письменного опроса состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования. Практическая работа на компьютере считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на компьютере, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания. 5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на компьютере, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). 6. Оценка может быть повышена за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий. ОЦЕНКА ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Для устных ответов определяются следующие критерии оценок: - оценка «5» выставляется, если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику; - правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. - оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; - нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика; - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя. - оценка «3» выставляется, если: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. - оценка «2» выставляется, если: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, - допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Оценка самостоятельных и контрольных работ по теоретическому курсу: - оценка "5"ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью; - при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ; - на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; - учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения. - оценка "4" ставится в следующем случае: - работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения. - ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов. - оценка "3" ставится в следующем случае: - работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты. - учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей; - умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул. - оценка "2" ставится в следующем случае: - работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания); - учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи. Для письменных работ ОБУЧАЮЩИХСЯ по алгоритмизации и программированию: - оценка «5» ставится, если: - работа выполнена полностью; - в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок; - в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала). - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы. - оценка «3» ставится, если: - допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. - работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме. Практическая работа на компьютере оценивается следующим образом: - оценка «5» ставится, если: - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере; - работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы; - оценка «4» ставится, если: - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы скомпьютере в рамках поставленной задачи; - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок; - работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. - оценка «3» ставится, если: - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи. - оценка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. - работа показала полное отсутствие обязательных знаний и навыков практической работы на компьютере по проверяемой теме. Тест оценивается следующим образом: «5» - 95-100% правильных ответов на вопросы; «4» - 75-94% правильных ответов на вопросы; «3» - 51-74% правильных ответов на вопросы; «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы. 5 класс Итоговая контрольная работа (1 час) 6 класс Итоговая контрольная работа (1 час) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)