Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Проектная деятельность» для обучающихся 7-8 классов г. Верхотурье 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по проектной деятельности составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования. Программа по проектной деятельности отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ. Программа по проектной деятельности даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Рабочая программа «Проектная деятельность» составлена в целях реализации требований ФГОС основного общего образования к достижению метапредметных результатов. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, реализации и презентации проектов в классе, на школьной и районной конференции ученических исследовательских и проектных работ. Обеспечение выполнения требований ФГОС предусматривает решение множества задач. Часть из них может решаться через организацию проектной деятельности обучающихся. Решаются такие задачи, как: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей, в том числе социальной практики; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы. Программа курса «Проектной деятельности» предназначена для работы с детьми 7-8х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся. Курс «Проектной деятельности» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества). Задачи курса «Основы проектной деятельности» 1. Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика. 2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения. З. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения, добиваться поставленной цели. 4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Учёт рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал предмета реализуется в соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности, определенными в разделе "Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций" Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Уроки призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве. Воспитывающий аспект уроков предусматривает использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга через понимание уникальности родного языка, осмысление поэтических и прозаических текстов, через эмоциональное восприятие произведений искусства, через приобщение к национальным традициям и обычаям своего народа. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение предмета «Проектная деятельность» в учебном плане отводится 68 часов. 7 класс – 1 час в неделю, 8 класс – 1 час в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 7 класс Введение — знакомство с содержанием проекта (4 часа). Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Явление и понятие научного исследования. Организация проектной и исследовательской работы. Культура оформления проектной, исследовательской работы. Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией, терминологией, со способами оформления проектной деятельности. Исследование и проект. Типология проектов. Виды исследовательских работ. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Примеры проектов и исследовательских работ. Тема «Виды проектов» (4 часа) Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научнопрактической значимости. По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты; практико-ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов. Тема «Этапы работы над проектом» (12 часов) Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы целей проекта, определение объекта и предмета исследования, источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Выбор методов и методики проведения исследования. Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия. Тема «Оформление проекта» (8 часов) Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде пояснительной записки, оформление портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация). Оформление паспорта проекта. Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещения в портфолио) Структура содержания исследовательской и проектной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Тема «Представление результата проектно-исследовательской работы» (3 часов) Публичная защита результатов проектной деятельности. Тезисы, продукт проекта, психологический настрой. Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (2 часа) Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Тема «Повторение» (1 час) 8 класс Тема «Индивидуальный проект и его особенности» (1 час) Тема «Способы получения и переработки информации» (4 часа) Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. Тема «Этапы работы над проектом» (10 часов) Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы целей проекта, определение объекта и предмета исследования, источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научнопрактической значимости. Выбор методов и методики проведения исследования. Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов. Завершающий этап работы – самооценка и рефлексия. Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Реально достижимую цель проекта, решение исходной проблемы, собственное решение проблемы. Проектный продукт. Организация исследовательской работы. Культура оформления исследовательской работы. Виды проектов Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты; практико-ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов. Этапы работы над проектом Первым этапом работы над проектом является проблематизация – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Второй этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом - это планирование, в результате которого ясные очертанияприобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла – реализация имеющего плана. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции – осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы – самооценка и рефлексия. Тема «Оформление проекта» (5 часов) Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде пояснительной записки, оформление портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация). Оформление паспорта проекта. Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещения в портфолио) Структура содержания исследовательской и проектной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Тема «Создание индивидуального проекта» (10 часов) Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Изготовление и оформление продукта проекта. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. Тема «Защита индивидуального проекта» (2 часа) Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (2 часа) Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные и метапредметные результаты Результаты формируемые умения средства формирования формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков организация на занятии личностные учащихся, умений самостоятельно парно-групповой работы конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты в сотрудничестве с учителем • учитывать выделенные учителем ставить новые учебные ориентиры действия в новом учебном задачи; материале в сотрудничестве с учителем; преобразовывать • планировать свое действие в практическую задачу в регулятивные соответствии с поставленной задачей и познавательную; условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и проявлять познавательную инициативу в учебном со пошаговый контроль по результату; трудничестве умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных осуществлять расширенный заданий с использованием учебной поиск информации с познавательные литературы; использованием ресурсов - основам смыслового чтения библиотек и Интернета художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать учиться выполнять различные роли в собственную позицию; группе (лидера, исполнителя, критика); понимать относительность умение координировать свои усилия с мнений и подходов к решению усилиями других; проблемы; • формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию; позицию и координировать ее с • договариваться и приходить к общему позициями партнеров в решению в совместной деятельности, в том сотрудничестве при выработке числе в ситуации столкновения интересов; коммуникативные общего решения в совместной задавать вопросы; деятельности; допускать возможность существования у продуктивно разрешать людей различных точек зрения, в том числе конфликты на основе учета не совпадающих с его собственной, и интересов и позиций всех его ориентироваться на позицию партнера в участников; общении и взаимодействии; с учетом целей коммуникации учитывать разные мнения и стремиться к достаточно точно и полно координации различных позиций в передавать необходимую ин сотрудничестве формацию как ориентир для построения действия Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; – владеть планированием и постановкой эксперимента Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки: Должны научиться Сформированные действия В ходе решения системы проектных задач у школьников Обучающиеся должны научиться могут быть сформированы следующие способности: ■ видеть проблемы; Рефлексировать (видеть проблему; анализировать ■ ставить вопросы; сделанное – почему получилось, почему не получилось, ■ выдвигать гипотезы; видеть трудности, ошибки); ■ давать определение понятиям; Целеполагать (ставить и удерживать цели); ■ классифицировать; Планировать (составлять план своей деятельности); ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; Моделировать (представлять способ действия в виде ■ делать умозаключения и выводы; модели-схемы, выделяя все существенное и главное); ■ структурировать материал; Проявлять инициативу при поиске способа (способов) ■ готовить тексты собственных решения задачи; докладов; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при ■ объяснять, доказывать и защищать решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или свои идеи. аргументировано отклонять точки зрения других). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем Контрольн Практические Всего программы ые работы работы Раздел «Введение» (4 часа) 1. Цели изучения курса «Проектная деятельность» 2. Что такое научное исследование? 3. Исследование и проект 1 4. Типология 4 проектов Проект - это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.. Явление и понятие научного исследования. Организация проектной и исследовательской работы. Культура оформления проектной, исследовательской работы. Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией, терминологией, со способами оформления проектной деятельности. Исследование и проект. Типология проектов. Виды исследовательских работ. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Примеры проектов и исследовательских работ. 1 Тема «Виды проектов» (4 часа) 4 1 Проект. Виды и типы проектов. Основное содержание 1 Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение Основные виды деятельности обучающихся Аналитическая деятельность: понятие проекта цели и задачи проектирования. Аналитическая деятельность: • понятие проекта • виды проектов • типы проектов • Исследовательская работа, виды Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы www.issl.dnt tm.ru www.issl.dntt m.ru Тема «Этапы работы над проектом» (12 часов) 1 1 Этапы работы над проектом. 2 теоретических основ исследования, его исследовательских работ научно-практической значимости. • Реферат, доклад По времени: краткосрочные, Практическая деятельность: среднесрочные, длительный проект. По • Знакомство с количеству участников: готовыми проектами индивидуальные, групповые, Определение вида и типа коллективные. По содержанию: проекта монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты; практико - ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов. Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы целей проекта, определение объекта и предмета исследования, источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; Аналитическая деятельность: • Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы • Противоречия www.issl.dntt m.ru планирование итогового продукта. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Планирование 2 Практическая работа. 3 1 Определение теоретических основ исследования, его научнопрактической значимости. Выбор методов и методики проведения исследования. Проблемная ситуация • Гипотеза. Выдвижение гипотезы • Вопросы. Типы вопросов. Технология постановки вопросов • Задачи проекта. Разбиение задач на шаги. Практическая деятельность: • Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию Составления плана работы над проектом Аналитическая деятельность: • Информация. • Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. • Определение способа представления результатов (формы проекта) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. • Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы • Ознакомление с www.issl.dnt tm.ru 3 Реализация проекта. 3 1 формой плана-графика выполнения проекта Практическая деятельность: • Формируют задачи проекта. • Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. • Заполнение формы плана-графика выполнения проекта Аналитическая деятельность: • Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) Выявление («мозговой Информационные проекты; штурм») и обсуждение игровые проекты; ролевые проекты; альтернатив, возникших в прикладные проекты; социальные ходе выполнения проекта. проекты; учебно-исследовательские Выбор оптимального варианта проекты; инженерные проекты. хода проекта. Определение Отличия, виды деятельности, примеры способа сбора и анализа проектов. информации. • Методы исследования • Наблюдения. Измерения. Эксперимент. • Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Практическая деятельность: • Поиск, сбор и обобщение www.issl.dnt tm.ru 4 Определение способа представления результата. 2 1 Изготовление и оформление продукта проекта 1 5 Представление проекта. 1 Виды предстваления проектов информации • Поэтапно выполняют задачи проекта • Опрос. Виды опроса. Технология проведения опроса. Анкета. Технология составления и проведения анкетирования Аналитическая деятельность: Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (письменный отчет- пояснительная записка). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Анализ и обобщение информации. Практическая деятельность: Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Изготовление и оформление продукта Оформление отчета проекта. Аналитическая деятельность: Развитие презентационных умений и навыков: навыки монологической речи, умение держаться во время выступления, артистические www.issl.dnt tm.ru www.issl.dnt tm.ru 6 Критерии оценки результата проекта. 1 1 Оценка проекта по критериям Тема «Оформление проекта» (8 часов) 1 Паспорт проекта. 2 1 Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде пояснительной записки, оформление портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, умения, умение использовать средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы Формирование коммуникативных умений: умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс. Уметь составить конспект выступления. Практическая деятельность: Подготовка выступления Создание презентации к выступлению для представления проекта Аналитическая деятельность: Ознакомление с критериями оценивания проекта Анализ работы над проектом в соответствии с критериями Практическая деятельность: Составление и заполнение паспорта проекта Получение рецензии на проект Представление плана-графика выполнения работы Аналитическая деятельность: Умение кратко изложить содержание работы (проекта), с сообщением темы, цели, www.issl.dnt tm.ru www.issl.dntt m.ru целеполагание, методы работы форма проекта, результаты, фотоподтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация). задач и т.д. Знакомство с формой паспорта проекта Практическая деятельность: Заполнение формы паспорта проекта Аналитическая деятельность: • Структура проекта. Пояснительная записка. Портфолио проекта. Библиографическое описание 2 Требования к оформлению проекта. 2 1 3 Оформление портфолио проекта.. 2 1 книги. • Виды справочной литературы Оформление паспорта проекта. • Тезисы, литературный обзор Краткое сущностное содержание проекта • Язык, стиль и структурная с исходными личностными данными особенность текста (для размещения в портфолио) исследовательской работы Структура содержания • Параметры страницы исследовательской и проектной работы: • Оформление титульного листа титульный лист, оглавление, введение, • Работа со списками стилей, основная часть, заключение (выводы), нумерация страниц список литературы и других источников. • Автоматическое оглавление • Составление библиографического списка • Оформление приложений Практическая деятельность: • Оформление портфолио, письменного отчета (пояснительной записки). Общие правила оформления текста Аналитическая деятельность: научно-исследовательской работы: Иметь понятие что такое формат, объем, шрифт, интервал, поля, портфолио. нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Основные требования к www.issl.dntt m.ru www.issl.dnt tm.ru 4 Подготовка презентации. Требования к презентации. 1 1 Основные требования к презетнации. Отработка навыков создания презентации. оформлению портфолио проекта, письменного отчета Практическая деятельность: Оформление портфолио, письменного отчета (пояснительной записки). Использование программного обеспечения для оформления портфолио Аналитическая деятельность: • Титульная страница – первый слайд презентации, на котором указывается название работы и основные сведения об авторе исследовательской работы. • Содержание представлено в виде плана презентации, в котором выражены основные вопросы, затрагиваемые в ходе исследования (цель, актуальность, задачи и др.). • Основная часть презентации состоит из нескольких слайдов, на каждом из которых присутствует заголовок и краткая информация по вопросу. Для качественного восприятия информации необходимо представить основную идею в виде тезиса, привести 1-2 аргумента по теме и www.issl.dnt tm.ru оформить краткий вывод. • Заключение – слайд, на котором четко и кратко перечислены основные выводы по проведенному исследованию. • Список литературы (источники) • Оформлениепрезентации (сочетание фона, шрифта, графической информации и т.д) Практическая деятельность: • Краткая формулировка информации для презентации • Подбор графической информации • Оформление презентации 5 Оформление презентации Практическая работа. 1 1 Подготовка презентации для защиты проекта. Общие правила оформления : формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Аналитическая деятельность: • Основные требования к оформлению презентации проекта Практическая деятельность: Оформление презентации www.issl.dntt m.ru Тема «Представление результата проектно-исследовательской работы» (3 часа) 1 Подготовка проектов к защите 2 1 Публичная защита результатов проектной деятельности. Тезисы, продукт проекта, психологический настрой. Аналитическая деятельность: Иметь понятие что такое портфолио. Основные требования к оформлению портфолио проекта, письменного отчета Практическая www.issl.dnt tm.ru 2 Защита проектов 1 1 Итоговая защита проектов деятельность: Оформление портфолио, письменного отчета (пояснительной записки). Использование программного обеспечения для оформления портфолио Аналитическая деятельность: • Титульная страница – первый слайд презентации, на котором указывается название работы и основные сведения об авторе исследовательской работы. • Содержание представлено в виде плана презентации, в котором выражены основные вопросы, затрагиваемые в ходе исследования (цель, актуальность, задачи и др.). • Основная часть презентации состоит из нескольких слайдов, на каждом из которых присутствует заголовок и краткая информация по вопросу. Для качественного восприятия информации необходимо представить основную идею в виде тезиса, привести 1-2 аргумента по теме и оформить краткий вывод. • Заключение – слайд, на котором четко и кратко www.issl.dnt tm.ru перечислены основные выводы по проведенному исследованию. Список литературы (источники) Оформлениепрезентации (сочетание фона, шрифта, графической информации и т.д) Практическая деятельность: Краткая формулировка информации для презентации Подбор графической информации Оформление презентации Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (2 часа) 1 Анализ результатов. Рефлексия. 2 Тема «Повторение» (1часа) 1 Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Аналитическая деятельность: • учатся оценивать адекватно себя и сверстников • учатся полно выражать свои мысли; • учатся разрешать конфликты • Практическая деятельность: • Применять полученные знания. • Работа над ошибками. • Анализ организации работы над проектом; самоконтроль и анализ собственного движения в проекте www.issl.dnt tm.ru Аналитическая деятельность: • Умения применять полученные знания в своей деятельности и в осуществлении своего проекта 1 Повторение. Основные понятия курса. 1 ИТОГО 34 1 1 16 Понятие проект, виды и типы проекта, структура проекта Практическая деятельность: • использовать в продвижении своего продукта свои способности и возможности. • Применять в жизни полученные умения Анализ использования проекта, в какой либо области www.issl.dnt tm.ru 8 класс Количество часов № п/п Наименован ие разделов и Контрольные Практические тем Всего работы работы программы Основное содержание Тема «Введение» (1 час) Цели Виды проектов, Постановка изучения курса 1 1 целей, задач «Проектной деятельности» Тема «Способы получения и переработки информации» (4 часа) Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, целей проекта, определение объекта и предмета исследования, 1. Как источников информации, определить планирование способов сбора и проблему анализа информации; исследования? планирование итогового 2. Тема и цель продукта. Выдвижение 1 3 1,5 проекта. гипотезы исследования. 3. Виды Постановка задач исследования. источников Определение теоретических информации основ исследования, его научно-практической значимости. Выбор методов и методики проведения исследования. Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; Основные обучающихся виды деятельности Электронны е (цифровые) образовател ьные ресурсы Аналитическая деятельность: понятие проекта • цели и задачи проектирования. www.issl.d nttm.ru Аналитическая деятельность: формирование у обучающихся представлений о работе с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; формирование у обучающихся навыков работы с текстовой информацией; Практическая деятельность: • Определение источников; Составление плана информационного текста. www.issl. dnttm.ru социальные проекты; учебноисследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов. Завершающий этап работы – самооценка и рефлексия. Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Реально достижимую цель проекта, решение исходной проблемы, собственное решение проблемы. Проектный продукт. Организация исследовательской работы. Культура оформления исследовательской работы. 2 План информацио нного текста 1 Аналитическая деятельность: формирование у обучающихся представлений о работе с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; формирование у обучающихся навыков работы с текстовой информацией; Практическая деятельность: • Определение источников; Составление плана информационного текста. 0,5 www.issl.d nttm.ru Тема «Этапы работы над проектом» (10 часов) 1 Особенности и 3 2 Проект. Определение Аналитическая деятельность: www.issl. структура проекта. Виды проекта. Этапы работы над проектом Практическая работа 2 Исследование. Поиск 4 2 проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научнопрактической значимости. По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты; практико – ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта понятие проекта виды проектов типы проектов Исследовательская работа, виды исследовательских работ Реферат, доклад Практическая деятельность: Знакомство с готовыми проектами Определение вида и типа проекта dnttm.ru Важнейший этап работы над проектом это планирование, Аналитическая деятельность: Информация. www.issl. dnttm.ru информации и ее обработка. Представлени я результата. Продукт проекта. 3 Представление проекта. Защита проекта. Критерии оценки результата проекта. в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла – реализация имеющего плана. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. 3 2 По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции – осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы – самооценка и рефлексия. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы проекта) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Ознакомление с формой плана-графика выполнения проекта Проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, представление, рефлексия. Практическая деятельность: Формулируют цель, гипотезу, задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. Заполнение формы плана-графика выполнения проекта Аналитическая деятельность: • Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) • Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. • Выбор оптимального варианта хода проекта. • Определение способа сбора и анализа информации. • Методы исследования • Наблюдения, измерения, эксперимент. • Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Практическая деятельность: Сбор и www.issl.d nttm.ru обобщение информации • Поэтапно выполняют задачи проекта • Опрос. Виды опроса. технология проведения опроса. Анкета. Технология составления проведения анкетирования Тема «Оформление проекта» (5 часов) 1 Паспорт проекта. Требования к оформлению проекта. 2 1 2 Подготовка и оформление презентации. Требования к презентации. Практическая работа. 3 1 и Аналитическая деятельность: Умение кратко изложить содержание работы Составление письменного (проекта), с сообщением темы, цели, задач отчета о ходе реализации и т.д. проекта, представление отчета в Структура проекта. Портфолио проекта виде пояснительной записки, Библиографическое описание книги. оформление портфолио Виды справочной литературы (титульный лист, введение, Тезисы, литературный обзор проблематика, актуальность, Язык, стиль и структурная особенность текста целеполагание, методы работы исследовательской работы форма проекта, результаты, Параметры страницы фото-подтверждения, Оформление титульного листа иллюстрации (рисунки), Работа со списками стилей, нумерация компьютерная презентация). страниц Оформление паспорта Автоматическое оглавление проекта. Краткое сущностное Составление библиографического списка содержание проекта с Оформление приложений исходными личностными Знакомство с формой паспорта проекта данными (для размещения в Практическая деятельность: портфолио) Заполнение формы паспорта проекта, Оформление портфолио, пояснительной записки Аналитическая деятельность: Структура содержания • Титульная страница – первый слайд исследовательской и проектной презентации, на котором указывается работы: титульный лист, название работы и основные сведения об оглавление, введение, основная авторе исследовательской работы. часть, заключение (выводы), • Содержание представлено в виде плана список литературы и других презентации, в котором выражены основные источников. www.issl.d nttm.ru www.issl.d nttm.ru Подготовка проекта к защите. Общие правила оформления текста научноисследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. вопросы, затрагиваемые в ходе исследования (цель, актуальность, задачи и др.). • Основная часть презентации состоит из нескольких слайдов, на каждом из которых присутствует заголовок и краткая информация по вопросу. Для качественного восприятия информации необходимо представить основную идею в виде тезиса, привести 1-2 аргумента по теме и оформить краткий вывод. • Заключение – слайд, на котором четко и кратко перечислены основные выводы по проведенному исследованию. • Список литературы (источники) • Оформление презентации (сочетание фона, шрифта, графической информации и т.д) Практическая деятельность: Краткая формулировка информации для презентации Подбор графической информации Оформление презентации Аналитическая деятельность: • строят логическую цепь рассуждений, учатся устанавливать причинноследственные связи • соотносят между собой этапы проектирования; • Подготовка к выступлению по теме исследования. Особенности речи. Практическая деятельность: • слушают и вступают в диалог; строят логическую цепь рассуждений. • Построение ответа на вопросы • Подготовка к выступлению по теме исследования. Структура доклада. • Защита выполненных проектов. Публичное выступление • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами темы, владение монологической и диалогической формами речи • Умение слушать защиту одноклассников, внимательное изучение работ, фиксация оценки по критериям, самооценка, самообразование Тема «Создание индивидуального проекта» (10 часов) Аналитическая деятельность: 1 2 Проблематизация и целеполагание. Планирование проекта. Основные методы исследования. Обзор литературы и других 1 1 0,5 0,5 Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на • • Понятие проблематизации, целеполагания Отработка навыков в формулировке темы проектной работы, доказывать ее актуальность; • Учатся анализировать реальные социальные ситуации; Практическая деятельность: • Формулировка темы проекта; Заполнение дневника и паспорта проекта. Аналитическая деятельность: www.issl.d nttm.ru • применение на практике знаний об основах методологии исследовательской и проектной деятельности; Практическая деятельность: • • Разработка план работы над проектом; Формулировка темы проекта, цели, гипотезы, задач; полнение дневника и паспорта проекта Аналитическая деятельность: Формирование мотивированности к учебной деятельности; Повышения интереса к новому учебному материалу; выработка способности к самооценке. www.issl. dnttm.ru источников по теме проекта 3 Составления индивидуального рабочего плана Практическая работа. теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 2 0,5 Результаты опытноэкспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности формирование представлений о возможных методах проведения исследований для выполнения проекта. Практическая деятельность: определение методов исследования; Формулировка темы проекта; Заполнение дневника и паспорта проекта Аналитическая деятельность: Формирование готовности, способности к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; Уметь критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; формирование навыков работы с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме. Практическая деятельность: Сбор и обработка информации; Составления списка источников информации и литературы; Аналитическая деятельность: формирование навыков оформления теоретических и экспериментальных результаты исследовательской и проектной www.issl.d nttm.ru Реализация проекта выводы, заключение. Изготовление и оформление продукта проекта. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. работы умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; формирование навыков отбора и применения на практике методов исследовательской деятельности адекватных задачам исследования; навыков проведения наблюдений за биологическими, экологическими и социальными явлениями; формирование навыков проведения опытов в соответствии с задачами, объяснение результатов; умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ТБ, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; формирование навыков оформления результатов исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. Практическая деятельность: Изучение теории по выбранной теме и проведение опытно-экспериментальной работы; Оформление пояснительной записки. Подготовка продукта проекта. Заполнение дневника и паспорта проекта 4 Создание компьютерной презентации Практическая работа. 2 1 5 Подготовка тезисов выступления 2 1 6 Отзыв и рецензия на 2 1 Аналитическая деятельность: умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ТБ, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; формирование навыков оформления результатов исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. Практическая деятельность: Создание и редактирование презентации; Заполнение дневника и паспорта проекта www.issl. dnttm.ru Результаты опытноэкспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Изготовление и оформление продукта проекта. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. Аналитическая деятельность: способность анализировать результаты проекта; формирование навыков оформления теоретических и экспериментальных результаты исследовательской и проектной работы; отработка формулирования тезисов по выполненной проектной работе; Практическая деятельность: Формулировка тезисов; Составление плана выступления (защиты проекта); Заполнение дневника и паспорта проекта www.issl. dnttm.ru Результаты опытноэкспериментальной работы: Результаты опытноэкспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Изготовление и оформление продукта проекта. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. Аналитическая деятельность: умение анализировать факты, тексты, www.issl. dnttm.ru проект Практическая работа. таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Изготовление и оформление продукта проекта. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. результаты; формулировать несложные выводы; Практическая деятельность: Составление и написание отзыва и рецензии на проект; Заполнение дневника и паспорта проекта Тема «Защита индивидуального проекта» (2 часа) Предзащита проекта Защита проекта 1 1 1 Аналитическая деятельность: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего Подготовка к публичной защите знания и незнания, новых познавательных проекта. Публичная защита задач и средств их достижения. проекта. Подведение итогов, формирование навыков учащихся по анализ выполненной работы. представлению результатов проектной деятельности. Практическая деятельность: Предварительная защита проекта; Заполнение дневника и паспорта проекта 1 Аналитическая деятельность: владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; представление результатов проектной деятельности. Практическая деятельность: Защита проекта; Заполнение дневника и паспорта проекта Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. www.issl. dnttm.ru Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (2 часа) Анализ результатов. 2 2 Умение провести экспертизу своей и чужой Аналитическая деятельность: учатся оценивать адекватно себя и www.issl. dnttm.ru Рефлексия. Перспективы проекта деятельности. Формула успешной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Итого 34 1 8,5 сверстников учатся полно выражать свои мысли; учатся разрешать конфликты Умения применять полученные знания в своей деятельности и в осуществлении своего проекта Практическая деятельность: Применять полученные знания. Работа над ошибками. Анализ организации работы над проектом; самоконтроль и анализ собственного движения в проекте использовать в продвижении своего продукта свои способности и возможности. Применять в жизни полученные умения Анализ использования проекта, в какой либо области Аналитическая деятельность: формирование навыков учащихся проводить анализ выполненной работы; Практическая деятельность: Написание анализа работы; Заполнение дневника и паспорта проекта Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)