РП ВУД Химия вокруг нас

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Химия вокруг нас»
для обучающихся 9 класса

Составитель: Голубева
Елена Леонидовна,
учитель химии

Верхотурье
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» для 9
класса составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном
образования,

образовательном

утвержденном

приказом

стандарте основного общего
Министерства

просвещения

Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандартаосновного общего
образования».
Программа «В мире химии» предназначен для учащихся 9 класса и
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Цель программы
-подготовить выпускников к основному государственному экзаменупо
химии.
Задачи программы
-

развитие познавательной деятельности обучающихся через

активные формы и методы обучения; - закрепление и систематизация знаний,
обучающихся по химии; - выявить основные затруднения и ошибки при
выполнении заданий ОГЭ по химии; - научить обучающихся приемам решения
задач различных типов; - способствовать интеграции знаний, учащихся по
предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач
по химии;
-

способствовать

развитию

творческого

потенциала

обучающихся, способности критически мыслить;
-

развивать умение самостоятельно работать с литературой,

систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных
типов;
-

развивать целеустремлённость обучающихся и способность

преодолевать трудности в различных ситуациях.

Планируемые результатыПредметные результаты:
-

знать модели строения атома, физический смысл понятий

Периодического закона и системы элементов Д.И. Менделеева; раскрывать
смысл основных химических понятий;
-

уметь решать задачи различных типов;
применять правила систематической международной

номенклатуры;
-

составлять

молекулярные

и

структурные

формулы

органических инеорганических веществ, на основе которых характеризовать
их свойства и принадлежность к определенному классу соединений с
помощью

химических

уравнений;

характеризовать

(описывать)

общие

и

специфические химические свойства простых и сложных веществ,
проводить реакции, подтверждающие качественный состав

-

различных веществ.
Метапредметные результаты
Базовые логические действия: раскрывать смысл химических
понятий;

уметь

оперировать

химическими

символами,

формулами,

уравнениями реакций; выявлять в них общие закономерности.
Базовые исследовательские действия: умение наблюдать за ходом
химического

опыта,

самостоятельно

прогнозировать

его

результат,

формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией: уметь анализировать и интерпретировать
информацию, получаемую из разных источников (научнопопулярная литература, справочные пособия, ресурсы Интернета);
критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; уметь
использовать и анализировать информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей среды.
Универсальные

коммуникативные

действия:

уметь

задавать

вопросы в ходе диалога/обсуждения результатов эксперимента, совместной
учебной деятельности; заинтересованность в совместной со сверстниками
познавательной и исследовательской деятельности.
Универсальные регулятивные действия: уметь самостоятельно
определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и
при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные результаты: в части патриотического воспитания:
понимание значения химической науки в жизни современного общества,
способности

владеть

достоверной

информацией

о

передовыхдостижениях мировой и отечественной химии;

гражданского воспитания:готовности к
деятельности

при

совместной
выполнении

учебных,

познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании
учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе

этой учебной деятельности; готовности оценивать
своёповедение и поступки своих товарищей с позиции

нравственных иправовых норм

с учётом

осознания

последствий поступков;
Ценности научного познания: формирование интереса к обучению и
познанию,

любознательности,

способности

к

самообразованию;

Формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни,

ответственного отношения к своему здоровью, неприятия вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости
соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами
в быту и реальной жизни.
Трудового воспитания: осознанный выбор продолжения образования с
учётом личностных интересов и способности к химии и развития
необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде.
Экологического

воспитания:

экологически

целесообразное

отношение к природе как источнику жизни на Земле, осознание ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также
в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; решения задач,связанных
с окружающей природной средой, повышение уровня экологической
культуры;
критически оценивать и интерпретировать химическую

-

информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации,
ресурсах интернета с целью формирования собственнойпозиции;
воспитать

-

в

себе

экологически

безопасные

правила

поведения в быту и жизни с целью сохранения своего здоровья и окружающей
среды.
Содержание программы
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая
система элементов Д.И. Менделеева. Атомы и молекулы. Химический
элемент.
Простые и сложные вещества. Строение атома. Строениеэлектронных
оболочек атомов первых 20 химических элементов
Периодиче
ской

сист
емы

Периодиче
ской

Менделеева.

Группы
сист

емы.

Д.И.
Физический

и
смысл

порядкового

пер
иоды
но
мера

химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в
Периодической системе Д.И. Менделеева. Валентность. Степень окисления
химических элементов. Ряд электроотрицательности неметаллов. Строение
вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная,
металлическая. Механизмы образования ковалентной

полярной

связи:

обменный и донорно-акцепторный. Типы кристаллических решёток.
Спецификация ОГЭ по химии 2023 г. Изменения в КИМ в сравнении с
прошлым годом.
Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства.
Химические реакции. Классификация и номенклатура неорганических
веществ. Тривиальные и международные (по номенкла-

туре IUPAK) названия сложных веществ. Химические свойства
простых

веществ.

Химические

свойства

оксидов:

оснόвных,

амфотерных, кислотных. Химические свойства кислот, оснований и солей.
Соли кислые, основные и средние (нормальные). Генетическая связь между
классами неорганических веществ.
Классификация

химических

реакций

по

различным

признакам:

количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней
окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.
Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Раздел 3. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного
обмена

и ионные уравнения. Решение задач.
Электролиты

и

неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация
кислот, щёлочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их
осуществления.

Определение зарядов ионов и составление
ионныхуравнений реакций. Реакции

нейтрализации. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с
помощью индикаторов. Качественныереакции на ионы в растворе (хлорид-,
сульфат-, карбонат-, фосфат-,гидроксид-ионы; ионы аммония, бария,
серебра, кальция, меди и железа).
Получение

газообразных

веществ.

Качественные

реакции

на

газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Задания из банка ФИПИ.
Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в мире
веществ.

Окислительно-восстановительные

восстановитель.

Процессы

окисления

реакции.

Окислитель

и восстановления.

и

Составление

уравнений ОВР: метод электронного баланса. Основные типы окислительновосстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения
одного металла другим. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Раздел

5.

неорганических

Расчётные
веществ.

задачи.

Реакции

Взаимосвязь
ионного

различных

обмена

и

классов

условия

их

осуществления. Вычисление количества вещества, массы или объёма
вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или
продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в
растворе.
Раздел 6. Химический эксперимент. Правила безопасной работы в
школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение
смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и
их соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Качественные реакции на катионы изученных металлов, а также бария,
серебра, кальция, меди и железа.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфатионы, карбонат-, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и гидроксид-ион).
Отработка практических навыков.
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Строение вещества и химическая связь.
Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева
Раздел 2. Классификация неорганических
веществ и их свойства. Химические реакции

7

Раздел 3. Теория электролитической
диссоциации. Реакции ионного обмена и ионные
уравнения. Решение задач

5

Раздел 4. Окислительно-восстановительные
реакции. Человек в мире веществ

4

7

Раздел 5. Расчётные задачи.

5

Раздел 6. Химический эксперимент.

6

Итого:

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».