Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» для обучающихся 9 класса Составитель: Голубева Елена Леонидовна, учитель химии Верхотурье 2023 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» для 9 класса составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образования, образовательном утвержденном приказом стандарте основного общего Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования». Программа «В мире химии» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) Цель программы -подготовить выпускников к основному государственному экзаменупо химии. Задачи программы - развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения; - закрепление и систематизация знаний, обучающихся по химии; - выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ОГЭ по химии; - научить обучающихся приемам решения задач различных типов; - способствовать интеграции знаний, учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии; - способствовать развитию творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить; - развивать умение самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов; - развивать целеустремлённость обучающихся и способность преодолевать трудности в различных ситуациях. Планируемые результатыПредметные результаты: - знать модели строения атома, физический смысл понятий Периодического закона и системы элементов Д.И. Менделеева; раскрывать смысл основных химических понятий; - уметь решать задачи различных типов; применять правила систематической международной номенклатуры; - составлять молекулярные и структурные формулы органических инеорганических веществ, на основе которых характеризовать их свойства и принадлежность к определенному классу соединений с помощью химических уравнений; характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, проводить реакции, подтверждающие качественный состав - различных веществ. Метапредметные результаты Базовые логические действия: раскрывать смысл химических понятий; уметь оперировать химическими символами, формулами, уравнениями реакций; выявлять в них общие закономерности. Базовые исследовательские действия: умение наблюдать за ходом химического опыта, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе. Работа с информацией: уметь анализировать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников (научнопопулярная литература, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; уметь использовать и анализировать информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей среды. Универсальные коммуникативные действия: уметь задавать вопросы в ходе диалога/обсуждения результатов эксперимента, совместной учебной деятельности; заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности. Универсальные регулятивные действия: уметь самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Личностные результаты: в части патриотического воспитания: понимание значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовыхдостижениях мировой и отечественной химии; гражданского воспитания:готовности к деятельности при совместной выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своёповедение и поступки своих товарищей с позиции нравственных иправовых норм с учётом осознания последствий поступков; Ценности научного познания: формирование интереса к обучению и познанию, любознательности, способности к самообразованию; Формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни. Трудового воспитания: осознанный выбор продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде. Экологического воспитания: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; решения задач,связанных с окружающей природной средой, повышение уровня экологической культуры; критически оценивать и интерпретировать химическую - информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах интернета с целью формирования собственнойпозиции; воспитать - в себе экологически безопасные правила поведения в быту и жизни с целью сохранения своего здоровья и окружающей среды. Содержание программы (34 часа, 1 час в неделю) Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Строение атома. Строениеэлектронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодиче ской сист емы Периодиче ской Менделеева. Группы сист емы. Д.И. Физический и смысл порядкового пер иоды но мера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева. Валентность. Степень окисления химических элементов. Ряд электроотрицательности неметаллов. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Механизмы образования ковалентной полярной связи: обменный и донорно-акцепторный. Типы кристаллических решёток. Спецификация ОГЭ по химии 2023 г. Изменения в КИМ в сравнении с прошлым годом. Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства. Химические реакции. Классификация и номенклатура неорганических веществ. Тривиальные и международные (по номенкла- туре IUPAK) названия сложных веществ. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. Химические свойства кислот, оснований и солей. Соли кислые, основные и средние (нормальные). Генетическая связь между классами неорганических веществ. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Раздел 3. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Определение зарядов ионов и составление ионныхуравнений реакций. Реакции нейтрализации. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественныереакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-,гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Задания из банка ФИПИ. Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в мире веществ. Окислительно-восстановительные восстановитель. Процессы окисления реакции. Окислитель и восстановления. и Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса. Основные типы окислительновосстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Раздел 5. неорганических Расчётные веществ. задачи. Реакции Взаимосвязь ионного различных обмена и классов условия их осуществления. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Раздел 6. Химический эксперимент. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений». Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Качественные реакции на катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфатионы, карбонат-, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и гидроксид-ион). Отработка практических навыков. Тематическое планирование. Наименование разделов и тем Количество часов Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства. Химические реакции 7 Раздел 3. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач 5 Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в мире веществ 4 7 Раздел 5. Расчётные задачи. 5 Раздел 6. Химический эксперимент. 6 Итого: 34 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)