21.10.2022
Буллинг (от англ. Bully – задирать, запугивать) – агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части.
«Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, он остро ее переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию» Д. Олвеус.
Родителей должно насторожить, если:
- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Одновременно, индикаторами буллинга могут быть следующие психосоматические нарушения:
- проблемы с концентрацией внимания,
- подавленность, угнетенное состояние,
- раздражительность,
- чувство неуверенности,
- повышенная чувствительность,
- кошмары,
- боли в желудке,
- отсутствие аппетита,
- бедность социальных контактов,
- симптомы страха, например, давление в области груди,
- приступы потливости,
- боли в спине, в затылке, в мышцах,
- нарушение сна.
Профилактика буллинга
Многие научные исследования связывают школьную травлю с неблагополучием в семье и экономическим неблагополучием. Внутреннее неблагополучие ребенка ищет выхода – и легкой жертвой оказывается сидящий рядом «не такой»: очкарик, хромой, толстый, ботан. И если счастливого и любимого ребенка не так просто поддеть, то ребенка несчастливого зацепить легко: он весь – уязвимое место. Счастливый и внимания не обратит на чужие глупости; несчастный взвоет, ринется в погоню – и обеспечит обидчику фейерверк эмоций, которого тот и добивался.
Так что очень хороший способ сделать своего ребенка неуязвимым – это окружить его мощной защитой родительской любви. Когда ты понимаешь, что тебя можно любить, когда у тебя есть чувство собственного достоинства – тебя не так легко вывести из себя словами. Это мама с папой должны вырастить в ребенке вот это внутреннее солнышко: жизнь хороша, меня любят, я хороший и имею право жить и быть любимым.
Важно донести до ребенка простую мысль: «если кто-то говорит о тебе гадости, это не твоя проблема, а его». Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой по каждому поводу, быстро не получится, это кропотливая и долгая работа.
У ребенка всегда большой соблазн ответить силой на силу. Его можно учить не отвечать, физически уходить, игнорировать обидчика. А если отвечать – то на другом уровне. Это трудно, потому что требует довольно высокого уровня самосознания и уверенности в себе. Но можно с раннего возраста учить ребенка видеть, что стоит за поступками другого человека, понимать его мотивы и порой даже пожалеть: ты несчастный, раз так бесишься. Это полезно, особенно если удается добиться не гордой, презрительной жалости, а искреннего сочувствия: как же ему тяжело живется, что из него такая пакость лезет».
Детям с самого начала надо помогать уходить от конфликта. При вербальной агрессии – отшучиваться, парировать (вспомните массу отговорок, которыми мы пользовались в детском саду и первом классе вроде «я дура, а ты умная, по горшкам дежурная» или «первые горелые, вторые золотые»). Спокойствие и острый язык (осторожно! Без оскорблений!) – весомое преимущество, особенно когда физические силы неравны.
Если что-то отнимают и убегают, никогда не бросаться в погоню – на то и весь расчет. А для того чтобы не бросаться в погоню, не стоит носить в школу ничего ценного и милого сердцу. Диапазон мер, если вещь отобрали, - от простого «отдай» до жалобы взрослым и родительских переговоров о возмещении ущерба. Отдельно надо учить детей как жаловаться: не ныть «А что Иванов у меня ручку взял!», а попросить: «Пожалуйста, дайте мне запасную ручку, мою унесли».
Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если группа не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Это плохо, грустно и вредно нам всем. А раз мы в одной лодке, то и проблема у нас общая. Давайте вместе лечиться, чтобы наши дети взрослели в здоровом, дружном коллективе.
Будем рады оказать Вам и Вашему ребёнку поддержку!
Социальный педагог Н.В.Егорова
Педагог-психолог А.Ю.Федосеева