Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» Программа составлена социальным педагогом Егоровой Н.В. г. Верхотурье 2023 г. Пояснительная записка Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является частью адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ и предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников направлена развитие и становление ребенка как личность. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ. Школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание детей, которым сложно адаптироваться в новой обстановке, пойти в какое- то учебное заведения, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшее качества, это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает обучения, предполагающего формирование у детей умения мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать по признакам. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемый курс внеурочной деятельности предназначен для работы с детьми с ОВЗ начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи: сформировать учебную мотивацию, ориентированную на детей с ОВЗ; развивать образное и логическое мышление; развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать творческие способности; увеличить концентрацию внимания и объема памяти; содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом. Тип образовательной программы: Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня развития для детей ОВЗ, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников. Особенности реализации программы. Данная внеурочная деятельность для детей с ОВЗ организуется в форме занятия. Реализация программы рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 711 лет. Курс внеурочной программы предполагает применение коллективных форм организации занятий, создание на занятиях совместную работу, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с простыми путями рассуждений, овладение элементарными навыками коммуникативного поведения и правилами с позиции индивидуальности. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: формирование умения рассуждать и объяснять; формирование умений, связанных с правильным выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; формирование способностей, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простые закономерности в ситуации; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других. В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы: принцип связи обучения с жизнью (позволяет обеспечить тесною связь внеурочной деятельности обучающегося с условиями жизни и деятельностью ребенка) принцип коммуникативной активности учащихся. принцип учета возрастных особенностей учащихся. принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. принцип сочетания различных форм деятельности. Виды внеучебной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; художественное творчество. Формы внеурочной воспитательной деятельности: Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с ОВЗ. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений. Система занятий по программе «Мир, в котором я живу» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий. Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения и мышления; формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект: создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать свои выводы; способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации. Воспитывающий аспект: воспитание межличностных отношений. Содержание обучения № 1 2 3 Содержание ( разделы) Сказкотерапия Формы организации Проблемноценностное общение Игровая деятельность Познавательная деятельность Художественное творчество Виды деятельности - игры на сплоченность коллектива; - постановка сказки « Репка»; -упражнения на развитие речи; -творческая работа: составление загадок; -беседа; - творческий турнир. Игровая деятельность -упражнения на развитие Природа наш дом Познавательная памяти, внимания, деятельность мышления. Проблемно-творческая работа; ценностное общение - конкурс (логические Художественное задачи); творчество - слуховая зарядка; - выставка (рисунки по тематики); -беседа по теме. беседа(читаем Мир предметов и Игровая деятельность Познавательная произведения и обсуждаем вещей. деятельность в группе); Проблемноценностное общение Художественное творчество -проектная работа в рисунках: «Моя семья»; -игры на развития внимания. Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения находить алгоритм решения использовать его в ходе самостоятельной работы. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении вопросов, высказывать собственное мнение. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Виды внеучебной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; художественное творчество. Тематическое планирование № Перечень Содержание и форма занятий Кол-во Теорет-х Прак-х разделов и тем часов занятий занятий умения I. Сказкотерапия Формирование 5 работать в группе. Способствование развитию внимания, творческого воображения, зрительной памяти, быстроту реакции, мышления. Вводное занятие Знакомство с программой, с 1. целями, с темами занятий. Игры на сплоченность коллектива. 2. Викторина по Каждое занятие начинается с сказкам. разминки, а затем выполняются задания. Данное занятие посвящено сказочным героям на тему; «Добро и зло» 3. Скороговорки Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие правильной речи. Улучшение дикции. 4. Сказка. По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Постановка сказки « Репка». 5. В мире слов. Показать и выразить, жестами определенное слово, подбери подходящее по смыслу слово. Творческая работа: составление загадок. Развивать творческие и II. Природа наш коммуникативные дом способности; речь, внимание, наблюдательность. Отличия. 6 Растения. Найди логическую связь и скажи, одним словом. Угадать название растения. Упражнения на развитие памяти. По признаку назвать растение. 7. Овощи. Фрукты. Закончи рифму. Объедини Ягоды. слова в пары. По признакам назови овощи, фрукты, ягоды. Творческая работа: опиши овощи ( цвет, размер т.д.) 8. Настольные Развитие внимания, мышления, игры. памяти. Умение работать в группах 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 Упражнения на развитие мышления. Компьютерные игры. 10. Явления Ассоциативные цепочки. природы. Разгадывание загадок. Упражнения на развитие внимания. Творческая работа: продолжи песенку. 11. Животный мир. Назови одним словом группу животных. Раздели по признаку. Кто, где живет? Практическая работа: составь цепочку слов, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой последующего. 12. Домашние Упражнения на развитие животные. логического мышления по тематики домашние животные. Слуховая зарядка с движениями. Творческая работа: рисуем животных. 13. Птицы. Ассоциативная связь. Развитие образного мышления, творческих способностей. Творческая работа: лепка птиц. 14. Урок Творческая работа с творчества. природным материалом. Свободная тема. III. Мир предметов Развивать речь, умение высказывать и обосновывать и вещей. свои рассуждения. 15. Человек и его Читаем произведения и поступки. обсуждаем в группе. 16. Семья. Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Развитие творческих способностей. Проектная работа в рисунках: «Моя семья». 17. Предметы и их Развитие речи. Подбери свойства. подходящие по смыслу слова. Назови предметы, которые 9. Логические задачи. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 18. Предметное лото 19. Вещи вокруг нас. 20 Аппликация из бумаги. 21. Подвижные игры 22. Транспорт. 23. Родной край. Наши IV способности и умения 24. Урок графического диктанта. 25. Человек и его поступки. 26. Разноцветный мир. 27. Ориентировка во времени. обладают определенными свойствами. Игра на развития внимания Назови цепочкой слов. Предмет из предмета, путем удаления составной части. Практическая работа: ассоциации. Развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей. Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости Расширение словарного запаса. Развитие логического мышления. Копирование (виды транспорта) Профессии. Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии. Развиваемвнимания, память, мышление. Рисунок по клеточкам. Внимательность и умение различать направления. Контроль счета. Умение анализировать свои поступки и корректировать своё поведения Стихотворение В.Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо» Знакомство с цветами: вишневый, салатный, ореховый, васильковый и др. творческая работа: волшебные кляксы. Уточнить представление о последовательности частей суток, дней недели, о названии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 месяцев, о временах года. Учить правильно, употреблять эти слова. 28. Форма. Развитие пространственного Направления. мышления. Раздели квадрат на равные части разными способами. Собери по образцу фигуры. 29. Количество и Развитие логического счет. Величина. мышления, формирование мыслительных операций. Считать в приделах 10 разными способами. Закрепить название геометрических фигур. Практическая работа: Соединить точки последовательно на картинки « Клоун» 30. Отовсюду обо Практическая работа: решение всем. ситуационных задач. Анкетирование «Мои увлечения» 31. Буквы. Развитие координации внимания. Слова туда и обратно. Волшебные буквы. Творческая работа: придумать ребус группой. 32. Незаконченные Развитие воображения, фигуры логического мышления. Получить предметные изображения, придумав ему названия. 33. Логические задачи. 34. Итоговое занятие. Тест достижений. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Решение логических задач. 1 1 Подвести итоги занятий. Чему научились? Что умеем? Что понравилось? и.т.д. 1 1 Список литературы: 1. Труднев В.П. «Внеклассная работа в начальной школе». – Москва, «Просвещение», 2015 2. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012 3. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2012 4. Шаехова Р.К. Ступеньки к творчеству. Казань, 2000 5. Григорьева Г.И. Логика в начальной школе. Волгоград 2002 6. Шаехова Р.К. Играя – размышляем. Казань, 2004 7. Немов Р.С. Психология. Москва «Владос» , 2001 8. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал 9. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера. Саратов: «Лицей», 2002 10.Издательство «Розовый слон»: «Развиваем восприятие», «Развиваем творческие способности», «Развиваем память».