РП ВУД Мир в котором мы живём

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная
общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Программа составлена
социальным педагогом
Егоровой Н.В.

г. Верхотурье 2023 г.

Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является частью
адаптированной образовательной программы для обучающихся
с ОВЗ и
предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников
направлена развитие и становление ребенка как личность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ. Школа
несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание детей,
которым сложно адаптироваться в новой обстановке, пойти в какое- то учебное
заведения, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Их необходимо
поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшее качества, это
возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент,
так как обеспечивает обучения, предполагающего формирование у детей умения
мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи,
классифицировать по признакам.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы,
направленных на формирование личностных качеств как основы взаимоотношений
с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через
самопознание, общение и приобретение практических навыков самостоятельной
деятельности.
Предлагаемый курс внеурочной деятельности предназначен для работы с детьми
с ОВЗ
начальных классов и представляет собой комплекс специально
разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов. Совокупность их,
выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить
образовательные задачи:
 сформировать учебную мотивацию, ориентированную на детей с ОВЗ;
 развивать образное и логическое мышление;
 развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
 развивать творческие способности;
 увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
 содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в
целом.
Тип образовательной программы:
Образовательная программа ориентирована на достижение результатов
определенного уровня развития для детей ОВЗ, по конкретным видам внеучебной
деятельности младших школьников.
Особенности реализации программы.
Данная внеурочная деятельность для детей с ОВЗ организуется в форме занятия.

Реализация программы рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю,
во второй половине дня. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 711 лет.
Курс внеурочной программы предполагает применение коллективных форм
организации занятий, создание на занятиях совместную работу, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с простыми путями
рассуждений, овладение элементарными навыками коммуникативного поведения и
правилами с позиции индивидуальности.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
 формирование умения рассуждать и объяснять;
 формирование умений, связанных с правильным выбором решения, анализом
ситуации, сопоставлением данных;
 формирование способностей, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простые закономерности в ситуации;
 формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
 воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь
других.
В
основу
программы
внеурочной
деятельности
положены
следующие принципы:
 принцип связи обучения с жизнью (позволяет обеспечить тесною связь
внеурочной деятельности обучающегося с условиями жизни и деятельностью
ребенка)
 принцип коммуникативной активности учащихся.
 принцип учета возрастных особенностей учащихся.
 принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм
работы.
 принцип сочетания различных форм деятельности.
Виды внеучебной деятельности:
 игровая деятельность;
 познавательная деятельность;
 проблемно-ценностное общение;
 художественное творчество.
Формы внеурочной воспитательной деятельности:
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям с ОВЗ. Каждое занятие
состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть
планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и
занимательных упражнений.

Система занятий по программе «Мир, в котором я живу» позволяет решать
следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект:
 формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения и
мышления;
 формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
 создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов
мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать,
синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать свои
выводы;
 способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации.
Воспитывающий аспект:
 воспитание межличностных отношений.
Содержание обучения
№
1

2

3

Содержание
( разделы)
Сказкотерапия

Формы
организации
Проблемноценностное общение
Игровая деятельность
Познавательная
деятельность
Художественное
творчество

Виды деятельности

- игры на сплоченность
коллектива;
- постановка сказки «
Репка»;
-упражнения на развитие
речи;
-творческая
работа:
составление загадок;
-беседа;
- творческий турнир.
Игровая деятельность -упражнения на развитие
Природа наш дом
Познавательная
памяти,
внимания,
деятельность
мышления.
Проблемно-творческая работа;
ценностное общение - конкурс (логические
Художественное
задачи);
творчество
- слуховая зарядка;
- выставка (рисунки по
тематики);
-беседа по теме.
беседа(читаем
Мир предметов и Игровая деятельность Познавательная
произведения и обсуждаем
вещей.
деятельность
в группе);

Проблемноценностное общение
Художественное
творчество

-проектная
работа
в
рисунках: «Моя семья»;
-игры
на
развития
внимания.

Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
 развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения находить алгоритм
решения использовать его в ходе самостоятельной работы.
 Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
 Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении вопросов,
высказывать собственное мнение.
 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Виды внеучебной деятельности:
 игровая деятельность;
 познавательная деятельность;
 проблемно-ценностное общение;
 художественное творчество.
Тематическое планирование
№ Перечень
Содержание и форма занятий Кол-во Теорет-х Прак-х
разделов и тем
часов занятий занятий
умения
I. Сказкотерапия Формирование
5
работать
в
группе.
Способствование
развитию
внимания,
творческого
воображения,
зрительной

памяти, быстроту реакции,
мышления.
Вводное занятие Знакомство с программой, с
1.
целями, с темами занятий.
Игры
на
сплоченность
коллектива.
2. Викторина по
Каждое занятие начинается с
сказкам.
разминки, а затем выполняются
задания.
Данное
занятие
посвящено сказочным героям
на тему; «Добро и зло»
3. Скороговорки
Совершенствование звуковой
стороны
речи. Развитие
правильной речи. Улучшение
дикции.
4. Сказка.
По отрывку вспомнить сказку.
Найти лишнего героя из
определенного произведения.
Сравни сказки. Постановка
сказки « Репка».
5. В мире слов.
Показать и выразить, жестами
определенное слово, подбери
подходящее по смыслу слово.
Творческая
работа:
составление загадок.
Развивать
творческие
и
II. Природа наш
коммуникативные
дом
способности; речь, внимание,
наблюдательность.
Отличия.
6 Растения.
Найди логическую связь и
скажи, одним словом. Угадать
название
растения.
Упражнения
на
развитие
памяти. По признаку назвать
растение.
7. Овощи. Фрукты. Закончи рифму. Объедини
Ягоды.
слова в пары. По признакам
назови овощи, фрукты, ягоды.
Творческая работа: опиши
овощи ( цвет, размер т.д.)
8. Настольные
Развитие внимания, мышления,
игры.
памяти. Умение работать в
группах

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

1

1

1

1

1

1

Упражнения
на
развитие
мышления.
Компьютерные
игры.
10. Явления
Ассоциативные
цепочки.
природы.
Разгадывание
загадок.
Упражнения
на
развитие
внимания. Творческая работа:
продолжи песенку.
11. Животный мир. Назови одним словом группу
животных.
Раздели
по
признаку. Кто, где живет?
Практическая работа: составь
цепочку слов, чтобы последняя
буква предыдущего слова
являлась
первой
последующего.
12. Домашние
Упражнения
на
развитие
животные.
логического мышления по
тематики домашние животные.
Слуховая
зарядка
с
движениями.
Творческая работа: рисуем
животных.
13. Птицы.
Ассоциативная связь. Развитие
образного
мышления,
творческих способностей.
Творческая работа: лепка птиц.
14. Урок
Творческая
работа
с
творчества.
природным
материалом.
Свободная тема.
III. Мир предметов Развивать
речь,
умение
высказывать и обосновывать
и вещей.
свои рассуждения.
15. Человек и его
Читаем
произведения
и
поступки.
обсуждаем в группе.
16. Семья.
Разложи картинки по порядку и
составь
рассказ.
Развитие
творческих
способностей.
Проектная работа в рисунках:
«Моя семья».
17. Предметы и их Развитие
речи.
Подбери
свойства.
подходящие по смыслу слова.
Назови предметы, которые
9.

Логические
задачи.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

1

1

1

1

1

1

18. Предметное
лото
19. Вещи вокруг
нас.

20 Аппликация из
бумаги.
21. Подвижные
игры
22. Транспорт.

23. Родной край.

Наши
IV способности и
умения
24. Урок
графического
диктанта.
25. Человек и его
поступки.

26. Разноцветный
мир.

27. Ориентировка
во времени.

обладают
определенными
свойствами.
Игра на развития внимания
Назови цепочкой
слов.
Предмет из предмета, путем
удаления составной части.
Практическая
работа:
ассоциации.
Развитие мелкой моторики;
развитие
творческих
способностей.
Исследовать
влияние
подвижных игр на развитие
быстроты и ловкости
Расширение словарного запаса.
Развитие
логического
мышления. Копирование (виды
транспорта) Профессии.
Формирование
умственных
действий: анализ, обобщение и
др. Исследовательская работа:
произведения
о
Родине,
рисунки, фотографии.
Развиваемвнимания, память,
мышление.
Рисунок
по
клеточкам.
Внимательность и умение
различать
направления.
Контроль счета.
Умение анализировать свои
поступки и корректировать
своё поведения Стихотворение
В.Маяковского « Что такое
хорошо и что такое плохо»
Знакомство
с
цветами:
вишневый,
салатный,
ореховый, васильковый и др.
творческая работа: волшебные
кляксы.
Уточнить представление о
последовательности
частей
суток, дней недели, о названии

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

1

1

1

1

1

1

1

1

месяцев, о временах года.
Учить правильно, употреблять
эти слова.
28. Форма.
Развитие
пространственного
Направления.
мышления. Раздели квадрат на
равные
части
разными
способами. Собери по образцу
фигуры.
29. Количество и
Развитие
логического
счет. Величина. мышления,
формирование
мыслительных операций.
Считать в приделах 10
разными способами. Закрепить
название
геометрических
фигур.
Практическая
работа:
Соединить
точки
последовательно на картинки
« Клоун»
30. Отовсюду обо
Практическая работа: решение
всем.
ситуационных задач.
Анкетирование
«Мои
увлечения»
31. Буквы.
Развитие
координации
внимания. Слова туда и
обратно. Волшебные буквы.
Творческая работа: придумать
ребус группой.
32. Незаконченные Развитие
воображения,
фигуры
логического мышления.
Получить
предметные
изображения, придумав ему
названия.
33. Логические
задачи.
34. Итоговое
занятие. Тест
достижений.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Решение логических задач.

1

1

Подвести итоги занятий. Чему
научились? Что умеем? Что
понравилось? и.т.д.

1

1

Список литературы:
1. Труднев В.П. «Внеклассная работа в начальной школе». – Москва,
«Просвещение», 2015
2. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2012
3. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2012
4. Шаехова Р.К. Ступеньки к творчеству. Казань, 2000
5. Григорьева Г.И. Логика в начальной школе. Волгоград 2002
6. Шаехова Р.К. Играя – размышляем. Казань, 2004
7. Немов Р.С. Психология. Москва «Владос» , 2001
8. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
9. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера. Саратов: «Лицей», 2002
10.Издательство «Розовый слон»: «Развиваем восприятие», «Развиваем
творческие способности», «Развиваем память».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».