Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа учебного предмета
«География»
для основного общего образования (6-9 классы)
(ФАОП УО (ИН) 1 вариант)
Срок освоения: 4 года
Составитель:
Демидова С.Н., учитель географии и
биологии
Верхотурье
2023 год
1. Пояснительная записка
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и
естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов
курса
географии,
насыщенное
экологическими,
этнографическими,
социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое
помогает
учащимся
осознать
тесную
взаимосвязь
естественных
и
общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
умение
использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения
безопасности жизнедеятельности,
экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
формирование
умения
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации
к
условиям
территории
проживания,
соблюдения
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
мер
овладение
основами
картографической
грамотности
и
использование элементарных практических умений и приемов использования
географической карты для получения географической информации;
формирование
умения
вести
наблюдения
за
объектами,
процессами и явлениями географической среды, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий.
1.
Содержание учебного предмета «География»
Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать
широкий
спектр
видов
учебной
деятельности,
таких,
как
умение
классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать
определения понятиям.
В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения
обучающимися ФАОП должно быть достижение обучающимися предметных
и личностных результатов, которые применительно к изучению географии
должны
быть
представлены
в
тематическом
планировании
в
виде
конкретных учебных действий.
1. Начальный курс физической географии.
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы.
Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их
образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование.
Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова.
Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической
карты. Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля планета. Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор,
полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте
полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на
Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа
тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте.
Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и
полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
2. География России.
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое
положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и
полуострова. Административное деление России.
Полезные
ископаемые,
их месторождения,
пути рационального
использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы
России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения
России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской
частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в
горах.
3. География материков и океанов.
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский
океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка,
Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и
полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и
государства.
4. Государства Евразии.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа,
Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия.
Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия.
Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы.
Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки,
пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и
животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные
обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности.
Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края.
2.
Планируемые личностные
результаты освоения учебного
предмета «География»
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6)
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)
сформированность
навыков
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)
способность
пространственной
к
осмыслению
организации;
картины
формирование
мира,
ее
временно-
целостного,
социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
3.
Планируемые
предметные
результаты
освоения
учебного
предмета «География»
Минимальный уровень:
представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков
географических объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий
по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
работы
применение элементарных практических умений и приемов
с
географической
картой
для
получения
географической
информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
применение
приборов
и
инструментов
для
определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.
4. Тематическое планирование
6 класс
№
уро
ка
1
Тема
Количество
часов
Введение
Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы.
1
2
Географические сведения о вашей местности и труде населения.
1
3
Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила 1
пользования им. ПР «Определение сторон горизонта»
Ориентирование по местным признакам природы.
1
4
5
6
1
Формы поверхности Земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы. Овраги, их 1
образование.
Горы, землетрясения. Извержения вулканов.
1
1
8
Вода на Земле.
Вода в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод.
Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки.
9
Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение.
1
10
Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова.
1
11
Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
1
12
1
13
План и карта Рисунок и план предмета.
План и масштаб. ПР «План класса». План школьного участка.
Условные знаки плана местности. План и географическая карта.
14
Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты.
1
7
Практические
работы
1
1
1
15
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
1
16
Земной шар.
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты.
Земля – планета. Доказательства шарообразности земли. Освоение космоса.
Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий.
1
17
1
19
Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. ПР «Описание океана по 1
плану»
Материки на глобусе и карте полушарий. ПР «Описание материка по плану»
1
20
Первое кругосветное путешествие. Первое русское кругосветное путешествие.
21
Значение солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной 1
поверхности.
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
1
18
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
1
1
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. 1
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
1
1
Карта России.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Сухопутные
границы на западе и юге. ПР «Описание ГП России по плану»
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
1
1
Моря Тихого и Атлантического океанов. ПР «Описание моря Тихого и Атлантического океанов (по 1
выбору) по плану»
Острова и полуострова России. ПР «Описание полуострова России по плану»
1
1
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. ПР «Описание равнины (по 1
выбору) по плану»
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. ПР «Описание 1
гор по плану»
1
1
1
31
Реки: Волга с Окой и Камой, Дон, Днепр, Урал. ПР «Описание Волги по плану»
1
1
32
Реки Сибири: Обь, Енисей, Лена, Амур. ПР «Описание Оби по плану»
1
1
33
Озера России
1
34
Родной край на карте России.
1
34
11
Количество
часов
Практические
работы
7 класс
№
уро
ка
Тема
1
Особенности природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира.
1
2
Морские и сухопутные границы.
ПР «Отметить на контурной карте границу России и обозначить соседние государства»
Европейская и Азиатская части России. Административное деление России.
1
1
5
Рельеф
ПР «Обозначить на контурной карте горы и равнины России»
Полезные ископаемые
6
Климат России.
1
7
1
8
Водные ресурсы России, их использование.
ПР «Обозначить на контурной карте крупные реки и озера России»
Население России. Народы России.
9
Промышленность – основа хозяйства, её отрасли.
1
10
Транспорт
1
3
4
1
1
1
1
1
1
11
12
Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон 1
России.
Зона арктических пустынь.
1
Северный морской путь
ПР «Отметить на контурной карте порты Северного морского пути и проложить его маршрут»
Зона тундры.
Особенности природы
Хозяйство . население. Города
1
1
18
Лесная зона.
Особенности природы
Растительный и животный мир
ПР «Составить таблицу «Растения и животные лесной зоны»
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны
19
Центральная Россия. Города
1
20
Северо-Западная Россия. Города
1
21
Западная Сибирь
1
22
Восточная Сибирь
1
23
Дальний Восток
1
24
Зона степей.
Особенности природы
Хозяйство и население
1
Города
ПР «Составить таблицу «Население и промышленность городов зоны степей»
Зона полупустынь и пустынь.
Особенности природы
1
13
14
15
16
17
25
26
27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
Хозяйство и население. Города
1
29
Зона субтропиков.
Особенности природы
Население. Города
1
1
33
Высотная поясность
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
Города и экологические проблемы Урала.
ПР «Составить таблицу «Характеристика экологических проблем Урала»
Алтайские горы. Хозяйство, население и его основные занятия. Города.
34
Горы Восточной Сибири. Хозяйство, население и его основные занятия. Города.
1
30
31
32
1
1
1
1
34
7
Количество
часов
Практические
работы
1
1
2
Материки и части света на глобусе и карте
ПР «Отметить на контурной карте материки и океаны»
Мировой океан
Океаны: Атлантический и Северный Ледовитый
3
Океаны: Тихий и Индийский
1
4
Современное изучение Мирового океана
ПР «Составить таблицу «Океаны Земли»
Африка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера
1
8 класс
№
1
5
Тема
3
1
9
1
1
6
Природные зоны. Растительность тропических лесов
1
7
Животные тропических лесов
1
8
Растительность и животные саванн
1
9
Растительность и животные пустынь
1
10
Население и государства
1
11
Египет, Эфиопия, Танзания
1
12
Конго, Нигерия, Южно – Африканская республика
1
13
Обобщающий урок по теме «Африка»
ПР «Составить таблицу «Географическое положение Африки»
Австралия
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера
1
1
16
Растительный мир и животный мир
ПР «Выписать особенности растений и животных Австралии»
Население. Австралийский союз
17
Океания. Остров Новая Гвинея
1
18
19
Антарктида
Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды Современные
Антарктиды
Разнообразие рельефа, климат, растительный и животный мир Охрана природы.
20
Северная Америка
Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа
3
1
21
Климат, реки и озера. Растительный и животный мир
1
14
15
1
4
1
1
2
исследования 1
1
1
1
23
Население и государства США, Канада, Мексика, Куба
ПР «Характеристика географического положения США»
Южная Америка
Географическое положение. Разнообразие рельефа,
24
Климат, реки и озера. Растительный и животный мир
1
25
Население и государства Бразилия, Аргентина, Перу
1
26
Евразия
Географическое положение
9
1
1
28
Очертания берегов.
ПР «Отметить на контурной карте моря, острова и полуострова океанов, омывающих материк»
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые
29
Климат Евразии
1
30
1
31
Реки и озера
ПР «Отметить на контурной карте крупные реки и озера материка»
Растительный и животный мир
32
Население и государства
1
33
Культура и быт народов Евразии
1
34
Обобщающий урок
1
34
22
27
9 класс
1
3
1
1
1
1
1
7
№
уро
ка
Количест
во часов
Практиче
ские
работы
Политическая карта Европы
ПР «Работа с географическим текстом»
Западная Европа
Великобритания: географическое положение, природа, экономика, население
Франция: географическое положение, природа, экономика, население
1
1
Германия
ПР «Заполнить схему «Географическое положение Германии»
Австрия, Швейцария
1
Южная Европа
Италия: географическое положение, природа, экономика, население
ПР «Отметить на контурной карте границы Италии, соседние государства, горы, реки»
Греция, Испания, Португалия
1
1
10
Северная Европа
Норвегия, Швеция, Финляндия
Восточная Европа
Польша
Чехия, Словакия,
11
Венгрия, Румыния
1
12
Болгария, Сербия
1
13
Эстония, Латвия, Литва
1
14
Беларусь
ПР «Составить рассказ, используя схему, о климате Белоруссии»
Украина
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
15
Тема
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
Молдавия
1
17
Центральная Азия
Казахстан
ПР «Работа с текстом учебника»
Узбекистан
Туркмения
Киргизия
Таджикистан
1
1
24
Юго-Западная Азия
Грузия
Азербайджан
ПР «Виды полезных ископаемых»
Армения
25
Турция
1
26
Ирак, Иран, Афганистан
1
27
Южная Азия
Индия: географическое положение, природа, экономика, население
ПР «Составить таблицу по географическому положению страны»
Восточная Азия
Китай: географическое положение, природа, экономика, население
ПР «Характеристика промышленности Китая»
Монголия
КНДР, Республика Корея
1
1
1
1
Япония: географическое положение, природа, экономика, население
ПР «Составить рассказ о традициях населения, используя опорные слова»
Юго-Восточная Азия
Таиланд, Вьетнам, Индонезия
Россия
Границы России, природные условия
1
18
19
20
21
22
23
28
29
30
31
32
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ПР «Заполнить таблицу «Природные условия России»
34
Административное деление России. Столица и крупные города
ПР «Составить кластер «Субъекты России»
1
1
34
11