Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» Рабочая программа учебного предмета «География» для основного общего образования (6-9 классы) (ФАОП УО (ИН) 1 вариант) Срок освоения: 4 года Составитель: Демидова С.Н., учитель географии и биологии Верхотурье 2023 год 1. Пояснительная записка География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачами изучения географии являются: формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; мер овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. 1. Содержание учебного предмета «География» Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения обучающимися ФАОП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий. 1. Начальный курс физической географии. Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические сведения о своей местности и труде населения. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование. Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения. План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России. Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля планета. Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России. Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России. 2. География России. Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России. Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России. Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. 3. География материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. 4. Государства Евразии. Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края. 2. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «География» 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность пространственной к осмыслению организации; картины формирование мира, ее временно- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. 3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «География» Минимальный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: работы применение элементарных практических умений и приемов с географической картой для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своего родного края. 4. Тематическое планирование 6 класс № уро ка 1 Тема Количество часов Введение Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы. 1 2 Географические сведения о вашей местности и труде населения. 1 3 Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила 1 пользования им. ПР «Определение сторон горизонта» Ориентирование по местным признакам природы. 1 4 5 6 1 Формы поверхности Земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы. Овраги, их 1 образование. Горы, землетрясения. Извержения вулканов. 1 1 8 Вода на Земле. Вода в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. 9 Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. 1 10 Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. 1 11 Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. 1 12 1 13 План и карта Рисунок и план предмета. План и масштаб. ПР «План класса». План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. 14 Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. 1 7 Практические работы 1 1 1 15 Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. 1 16 Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства шарообразности земли. Освоение космоса. Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. 1 17 1 19 Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. ПР «Описание океана по 1 плану» Материки на глобусе и карте полушарий. ПР «Описание материка по плану» 1 20 Первое кругосветное путешествие. Первое русское кругосветное путешествие. 21 Значение солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной 1 поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. 1 18 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 1 1 Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. 1 Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. 1 1 Карта России. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. ПР «Описание ГП России по плану» Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. 1 1 Моря Тихого и Атлантического океанов. ПР «Описание моря Тихого и Атлантического океанов (по 1 выбору) по плану» Острова и полуострова России. ПР «Описание полуострова России по плану» 1 1 Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. ПР «Описание равнины (по 1 выбору) по плану» Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. ПР «Описание 1 гор по плану» 1 1 1 31 Реки: Волга с Окой и Камой, Дон, Днепр, Урал. ПР «Описание Волги по плану» 1 1 32 Реки Сибири: Обь, Енисей, Лена, Амур. ПР «Описание Оби по плану» 1 1 33 Озера России 1 34 Родной край на карте России. 1 34 11 Количество часов Практические работы 7 класс № уро ка Тема 1 Особенности природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. 1 2 Морские и сухопутные границы. ПР «Отметить на контурной карте границу России и обозначить соседние государства» Европейская и Азиатская части России. Административное деление России. 1 1 5 Рельеф ПР «Обозначить на контурной карте горы и равнины России» Полезные ископаемые 6 Климат России. 1 7 1 8 Водные ресурсы России, их использование. ПР «Обозначить на контурной карте крупные реки и озера России» Население России. Народы России. 9 Промышленность – основа хозяйства, её отрасли. 1 10 Транспорт 1 3 4 1 1 1 1 1 1 11 12 Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон 1 России. Зона арктических пустынь. 1 Северный морской путь ПР «Отметить на контурной карте порты Северного морского пути и проложить его маршрут» Зона тундры. Особенности природы Хозяйство . население. Города 1 1 18 Лесная зона. Особенности природы Растительный и животный мир ПР «Составить таблицу «Растения и животные лесной зоны» Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны 19 Центральная Россия. Города 1 20 Северо-Западная Россия. Города 1 21 Западная Сибирь 1 22 Восточная Сибирь 1 23 Дальний Восток 1 24 Зона степей. Особенности природы Хозяйство и население 1 Города ПР «Составить таблицу «Население и промышленность городов зоны степей» Зона полупустынь и пустынь. Особенности природы 1 13 14 15 16 17 25 26 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 Хозяйство и население. Города 1 29 Зона субтропиков. Особенности природы Население. Города 1 1 33 Высотная поясность Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа Города и экологические проблемы Урала. ПР «Составить таблицу «Характеристика экологических проблем Урала» Алтайские горы. Хозяйство, население и его основные занятия. Города. 34 Горы Восточной Сибири. Хозяйство, население и его основные занятия. Города. 1 30 31 32 1 1 1 1 34 7 Количество часов Практические работы 1 1 2 Материки и части света на глобусе и карте ПР «Отметить на контурной карте материки и океаны» Мировой океан Океаны: Атлантический и Северный Ледовитый 3 Океаны: Тихий и Индийский 1 4 Современное изучение Мирового океана ПР «Составить таблицу «Океаны Земли» Африка Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера 1 8 класс № 1 5 Тема 3 1 9 1 1 6 Природные зоны. Растительность тропических лесов 1 7 Животные тропических лесов 1 8 Растительность и животные саванн 1 9 Растительность и животные пустынь 1 10 Население и государства 1 11 Египет, Эфиопия, Танзания 1 12 Конго, Нигерия, Южно – Африканская республика 1 13 Обобщающий урок по теме «Африка» ПР «Составить таблицу «Географическое положение Африки» Австралия Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера 1 1 16 Растительный мир и животный мир ПР «Выписать особенности растений и животных Австралии» Население. Австралийский союз 17 Океания. Остров Новая Гвинея 1 18 19 Антарктида Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды Современные Антарктиды Разнообразие рельефа, климат, растительный и животный мир Охрана природы. 20 Северная Америка Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа 3 1 21 Климат, реки и озера. Растительный и животный мир 1 14 15 1 4 1 1 2 исследования 1 1 1 1 23 Население и государства США, Канада, Мексика, Куба ПР «Характеристика географического положения США» Южная Америка Географическое положение. Разнообразие рельефа, 24 Климат, реки и озера. Растительный и животный мир 1 25 Население и государства Бразилия, Аргентина, Перу 1 26 Евразия Географическое положение 9 1 1 28 Очертания берегов. ПР «Отметить на контурной карте моря, острова и полуострова океанов, омывающих материк» Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые 29 Климат Евразии 1 30 1 31 Реки и озера ПР «Отметить на контурной карте крупные реки и озера материка» Растительный и животный мир 32 Население и государства 1 33 Культура и быт народов Евразии 1 34 Обобщающий урок 1 34 22 27 9 класс 1 3 1 1 1 1 1 7 № уро ка Количест во часов Практиче ские работы Политическая карта Европы ПР «Работа с географическим текстом» Западная Европа Великобритания: географическое положение, природа, экономика, население Франция: географическое положение, природа, экономика, население 1 1 Германия ПР «Заполнить схему «Географическое положение Германии» Австрия, Швейцария 1 Южная Европа Италия: географическое положение, природа, экономика, население ПР «Отметить на контурной карте границы Италии, соседние государства, горы, реки» Греция, Испания, Португалия 1 1 10 Северная Европа Норвегия, Швеция, Финляндия Восточная Европа Польша Чехия, Словакия, 11 Венгрия, Румыния 1 12 Болгария, Сербия 1 13 Эстония, Латвия, Литва 1 14 Беларусь ПР «Составить рассказ, используя схему, о климате Белоруссии» Украина 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 15 Тема 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Молдавия 1 17 Центральная Азия Казахстан ПР «Работа с текстом учебника» Узбекистан Туркмения Киргизия Таджикистан 1 1 24 Юго-Западная Азия Грузия Азербайджан ПР «Виды полезных ископаемых» Армения 25 Турция 1 26 Ирак, Иран, Афганистан 1 27 Южная Азия Индия: географическое положение, природа, экономика, население ПР «Составить таблицу по географическому положению страны» Восточная Азия Китай: географическое положение, природа, экономика, население ПР «Характеристика промышленности Китая» Монголия КНДР, Республика Корея 1 1 1 1 Япония: географическое положение, природа, экономика, население ПР «Составить рассказ о традициях населения, используя опорные слова» Юго-Восточная Азия Таиланд, Вьетнам, Индонезия Россия Границы России, природные условия 1 18 19 20 21 22 23 28 29 30 31 32 33 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ПР «Заполнить таблицу «Природные условия России» 34 Административное деление России. Столица и крупные города ПР «Составить кластер «Субъекты России» 1 1 34 11