АРП география

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа учебного предмета
«География»
для основного общего образования (6-9 классы)
(ФАОП УО (ИН) 1 вариант)
Срок освоения: 4 года

Составитель:
Демидова С.Н., учитель географии и
биологии

Верхотурье
2023 год

1. Пояснительная записка
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и
естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов
курса

географии,

насыщенное

экологическими,

этнографическими,

социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое
помогает

учащимся

осознать

тесную

взаимосвязь

естественных

и

общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

умение

использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения

безопасности жизнедеятельности,

экологически

сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:


формирование представлений о географии и ее роли в понимании

природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;


формирование представлений об особенностях природы, жизни,

культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;


формирование

умения

выделять,

описывать

и

объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;


формирование умений и навыков использования географических

знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации

к

условиям

территории

проживания,

соблюдения

безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

мер



овладение

основами

картографической

грамотности

и

использование элементарных практических умений и приемов использования
географической карты для получения географической информации;


формирование

умения

вести

наблюдения

за

объектами,

процессами и явлениями географической среды, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий.
1.

Содержание учебного предмета «География»

Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать
широкий

спектр

видов

учебной

деятельности,

таких,

как

умение

классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать
определения понятиям.
В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения
обучающимися ФАОП должно быть достижение обучающимися предметных
и личностных результатов, которые применительно к изучению географии
должны

быть

представлены

в

тематическом

планировании

в

виде

конкретных учебных действий.
1. Начальный курс физической географии.
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы.
Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их
образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование.
Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова.
Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической
карты. Физическая карта России.

Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля планета. Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор,
полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте
полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на
Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа
тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте.
Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и
полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.

2. География России.
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое
положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и
полуострова. Административное деление России.
Полезные

ископаемые,

их месторождения,

пути рационального

использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы
России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения
России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской
частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в
горах.
3. География материков и океанов.
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский
океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка,
Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и

полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и
государства.
4. Государства Евразии.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа,
Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия.
Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия.
Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы.
Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки,
пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и
животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные
обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности.
Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края.

2.

Планируемые личностные

результаты освоения учебного

предмета «География»
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;

6)

владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)

сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)

способность

пространственной

к

осмыслению

организации;

картины

формирование

мира,

ее

временно-

целостного,

социально

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
3.

Планируемые

предметные

результаты

освоения

учебного

предмета «География»
Минимальный уровень:


представление об особенностях природы, жизни, культуры и

хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;


владение приемами элементарного чтения географической карты:

декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;

определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;


выделение, описание и объяснение существенных признаков

географических объектов и явлений;


сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий

по заданным критериям;


использование географических знаний в повседневной жизни для

объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф.
Достаточный уровень:

работы

применение элементарных практических умений и приемов
с

географической

картой

для

получения

географической

информации;


ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями

географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;


нахождение в различных источниках и анализ географической

информации;


применение

приборов

и

инструментов

для

определения

количественных и качественных характеристик компонентов природы;


называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и

исторических памятников своего родного края.

4. Тематическое планирование
6 класс
№
уро
ка
1

Тема

Количество
часов

Введение
Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы.

1

2

Географические сведения о вашей местности и труде населения.

1

3

Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила 1
пользования им. ПР «Определение сторон горизонта»
Ориентирование по местным признакам природы.
1

4
5
6

1

Формы поверхности Земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы. Овраги, их 1
образование.
Горы, землетрясения. Извержения вулканов.
1
1

8

Вода на Земле.
Вода в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод.
Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки.

9

Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение.

1

10

Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова.

1

11

Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

1

12

1

13

План и карта Рисунок и план предмета.
План и масштаб. ПР «План класса». План школьного участка.
Условные знаки плана местности. План и географическая карта.

14

Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты.

1

7

Практические
работы

1

1

1

15

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1

16

Земной шар.
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты.
Земля – планета. Доказательства шарообразности земли. Освоение космоса.
Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий.

1

17

1

19

Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. ПР «Описание океана по 1
плану»
Материки на глобусе и карте полушарий. ПР «Описание материка по плану»
1

20

Первое кругосветное путешествие. Первое русское кругосветное путешествие.

21

Значение солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной 1
поверхности.
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
1

18

22
23
24
25

26
27
28
29
30

1
1

1

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. 1
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
1
1
Карта России.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Сухопутные
границы на западе и юге. ПР «Описание ГП России по плану»
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
1

1

Моря Тихого и Атлантического океанов. ПР «Описание моря Тихого и Атлантического океанов (по 1
выбору) по плану»
Острова и полуострова России. ПР «Описание полуострова России по плану»
1

1

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. ПР «Описание равнины (по 1
выбору) по плану»
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. ПР «Описание 1
гор по плану»

1

1

1

31

Реки: Волга с Окой и Камой, Дон, Днепр, Урал. ПР «Описание Волги по плану»

1

1

32

Реки Сибири: Обь, Енисей, Лена, Амур. ПР «Описание Оби по плану»

1

1

33

Озера России

1

34

Родной край на карте России.

1
34

11

Количество
часов

Практические
работы

7 класс
№
уро
ка

Тема

1

Особенности природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира.

1

2

Морские и сухопутные границы.
ПР «Отметить на контурной карте границу России и обозначить соседние государства»
Европейская и Азиатская части России. Административное деление России.

1

1

5

Рельеф
ПР «Обозначить на контурной карте горы и равнины России»
Полезные ископаемые

6

Климат России.

1

7

1

8

Водные ресурсы России, их использование.
ПР «Обозначить на контурной карте крупные реки и озера России»
Население России. Народы России.

9

Промышленность – основа хозяйства, её отрасли.

1

10

Транспорт

1

3
4

1

1
1

1

1

1

11
12

Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон 1
России.
Зона арктических пустынь.
1
Северный морской путь
ПР «Отметить на контурной карте порты Северного морского пути и проложить его маршрут»
Зона тундры.
Особенности природы
Хозяйство . население. Города

1

1

18

Лесная зона.
Особенности природы
Растительный и животный мир
ПР «Составить таблицу «Растения и животные лесной зоны»
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны

19

Центральная Россия. Города

1

20

Северо-Западная Россия. Города

1

21

Западная Сибирь

1

22

Восточная Сибирь

1

23

Дальний Восток

1

24

Зона степей.
Особенности природы
Хозяйство и население

1

Города
ПР «Составить таблицу «Население и промышленность городов зоны степей»
Зона полупустынь и пустынь.
Особенности природы

1

13
14
15
16
17

25
26
27

1

1
1

1

1

1

1

1

1

28

Хозяйство и население. Города

1

29

Зона субтропиков.
Особенности природы
Население. Города

1

1

33

Высотная поясность
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
Города и экологические проблемы Урала.
ПР «Составить таблицу «Характеристика экологических проблем Урала»
Алтайские горы. Хозяйство, население и его основные занятия. Города.

34

Горы Восточной Сибири. Хозяйство, население и его основные занятия. Города.

1

30
31
32

1

1

1

1

34

7

Количество
часов

Практические
работы

1

1

2

Материки и части света на глобусе и карте
ПР «Отметить на контурной карте материки и океаны»
Мировой океан
Океаны: Атлантический и Северный Ледовитый

3

Океаны: Тихий и Индийский

1

4

Современное изучение Мирового океана
ПР «Составить таблицу «Океаны Земли»
Африка
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

8 класс
№
1

5

Тема

3
1

9
1

1

6

Природные зоны. Растительность тропических лесов

1

7

Животные тропических лесов

1

8

Растительность и животные саванн

1

9

Растительность и животные пустынь

1

10

Население и государства

1

11

Египет, Эфиопия, Танзания

1

12

Конго, Нигерия, Южно – Африканская республика

1

13

Обобщающий урок по теме «Африка»
ПР «Составить таблицу «Географическое положение Африки»
Австралия
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

1

16

Растительный мир и животный мир
ПР «Выписать особенности растений и животных Австралии»
Население. Австралийский союз

17

Океания. Остров Новая Гвинея

1

18
19

Антарктида
Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды Современные
Антарктиды
Разнообразие рельефа, климат, растительный и животный мир Охрана природы.

20

Северная Америка
Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа

3
1

21

Климат, реки и озера. Растительный и животный мир

1

14
15

1

4
1

1

2
исследования 1
1

1

1

23

Население и государства США, Канада, Мексика, Куба
ПР «Характеристика географического положения США»
Южная Америка
Географическое положение. Разнообразие рельефа,

24

Климат, реки и озера. Растительный и животный мир

1

25

Население и государства Бразилия, Аргентина, Перу

1

26

Евразия
Географическое положение

9
1
1

28

Очертания берегов.
ПР «Отметить на контурной карте моря, острова и полуострова океанов, омывающих материк»
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые

29

Климат Евразии

1

30

1

31

Реки и озера
ПР «Отметить на контурной карте крупные реки и озера материка»
Растительный и животный мир

32

Население и государства

1

33

Культура и быт народов Евразии

1

34

Обобщающий урок

1
34

22

27

9 класс

1

3
1

1

1

1

1

7

№
уро
ка

Количест
во часов

Практиче
ские
работы

Политическая карта Европы
ПР «Работа с географическим текстом»
Западная Европа
Великобритания: географическое положение, природа, экономика, население
Франция: географическое положение, природа, экономика, население

1

1

Германия
ПР «Заполнить схему «Географическое положение Германии»
Австрия, Швейцария

1

Южная Европа
Италия: географическое положение, природа, экономика, население
ПР «Отметить на контурной карте границы Италии, соседние государства, горы, реки»
Греция, Испания, Португалия

1

1

10

Северная Европа
Норвегия, Швеция, Финляндия
Восточная Европа
Польша
Чехия, Словакия,

11

Венгрия, Румыния

1

12

Болгария, Сербия

1

13

Эстония, Латвия, Литва

1

14

Беларусь
ПР «Составить рассказ, используя схему, о климате Белоруссии»
Украина

1

1
2
3
4
5
6

7
8
9

15

Тема

1
1
1

1
1

1

1
1

1

1

16

Молдавия

1

17

Центральная Азия
Казахстан
ПР «Работа с текстом учебника»
Узбекистан
Туркмения
Киргизия
Таджикистан

1

1

24

Юго-Западная Азия
Грузия
Азербайджан
ПР «Виды полезных ископаемых»
Армения

25

Турция

1

26

Ирак, Иран, Афганистан

1

27

Южная Азия
Индия: географическое положение, природа, экономика, население
ПР «Составить таблицу по географическому положению страны»
Восточная Азия
Китай: географическое положение, природа, экономика, население
ПР «Характеристика промышленности Китая»
Монголия
КНДР, Республика Корея

1

1

1

1

Япония: географическое положение, природа, экономика, население
ПР «Составить рассказ о традициях населения, используя опорные слова»
Юго-Восточная Азия
Таиланд, Вьетнам, Индонезия
Россия
Границы России, природные условия

1

18
19
20
21
22
23

28

29
30
31
32
33

1

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1

1
1

1

ПР «Заполнить таблицу «Природные условия России»
34

Административное деление России. Столица и крупные города
ПР «Составить кластер «Субъекты России»

1

1

34

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».