Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающей работы педагога- психолога с обучающимися с УО (легкая умственная отсталость) Вариант 9.1 на 2023-2024 учебные года Составитель: Чебыкина Т.Н., педагог – психолог г. Верхотурье 2023 г. Пояснительная записка Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов школьников с УО состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная программа основана на иерархическом принципе психологической коррекции «сверху – вниз», заключающемся в создании оптимальных условий развития высшихпсихических функций путем компенсации нарушенного звена. (Кабанова, 1997). Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания. Коррекционная программа включает задания и упражнения: −по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере; −на работу с эмоционально мотивационной сферой; −на развитие свойств внимания; −на развитие объема механической и смысловой памяти; −ориентацию в пространстве тела; −отвлечённую ориентировку в пространстве; −пространственную ориентировку в плане; −пространственную ориентировку в листе бумаги; −на обучение самоконтролю; −на развитие произвольности; Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической первую очередь познавательной) деятельности. Цель: Коррекция и развитие высших психических функций. Задачи: (в −развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость; −развивать слуховую и зрительную память; − развивать целостность восприятия. Принципы: 1. Принцип развивающего обучения.Данная программа реализуется на основе положения оведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи. 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся. 3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. 4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам. 5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активностью ребенка. Программа рассчитана на учащихся с легкой умственной отсталостью (вариант 9.1). Согласно календарному учебному графику, программа рассчитана на учебный год: 34 учебные недели, по 1 часу в неделю, 34 часа. Формы занятий: индивидуальные, групповые (до 3 человек одного возраста). Содержание Основные направления коррекционной работы 1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития издоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы. Мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП. − анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы: - сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), −психолого-педагогический эксперимент, −наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, −беседы с учащимися, учителями и родителями, −изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. − оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.). 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает: −составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося, − организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие, − разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психо-коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями, − организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся, − развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения, − социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: −занятия индивидуальные и групповые, −игры, упражнения, этюды, −психо-коррекционные методики и технологии, −беседы с учащимися, −организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.). 3. Консультативная работа включает сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает: − психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся, − консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы. В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: −беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, −анкетирование педагогов, родителей, −разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. 4.Информационно-просветительская работа осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др. Информационно-просветительская работа включает: − проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей, −оформление информационных стендов, печатных и других материалов, − психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности, − психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности. − В процессе информационно-просветительской и социально- педагогической работы используются следующие формы и методы работы: −индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги, −лекции для родителей, −анкетирование педагогов, родителей, −разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. Планируемые личностные результаты коррекционной деятельности: − расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей; − принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе; − владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; − способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; − мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Тематическое планирование № Занятия* Задачи занятия - развитие наблюдательности 1. - развитие зрительной памяти 2. - развитие концентрации внимания; - развитие устойчивости внимания; - развитие наблюдательности; - развитие памяти. Содержание занятия 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что изменилось». - Игра «Ищи безостоновочно». - Корректурная проба. Проверка ошибок. - Игра «Запомни порядок». - Игра «Карлики – Великан» 3. Рефлексия занятия. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Найти ошибки в алфавите. - Игра «Запомни пары слов». - Корректурная проба. - Закрашивание кружков. - Игра «Заметить все». 3. Рефлексия занятия. 3. 4. 5. 6. 7. - развитие концентрации внимания; - развитие мелкой моторики; - развитие мышления. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Какой предмет самый большой». - Игра «Найди и продолжи закономерность». - Корректурная проба. - «Найди лишнюю фигуру». - «Срисуй фигуру». 3. Рефлексия занятия. - развитие 1.Приветствие, создание благоприятного устойчивости и эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах произвольности занятия. внимания; 2. Основная часть. - развитие слуховой - Игра «Карлики-Великаны». памяти - Графический диктант. - Игра «Зашифрованные цвета». - Закрашивание кружков. - «Заучивание слов». 3. Рефлексия занятия. - развитие 1.Приветствие, создание благоприятного концентрации эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах внимания; занятия. - развитие 2. Основная часть. устойчивости и - Игра «Все наоборот». произвольности - Корректурная проба. внимания; - Задача «Нарисуй бусинки правильно». - Развитие - «Срисуй фигуру». зрительной памяти; - «Запомни фигуры». - развитие мелкой 3. Рефлексия занятия. моторики. - Развитие 1.Приветствие, создание благоприятного концентрации эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах внимания; занятия. - развитие моторики. 2. Основная часть. - Игра «Что нового». - Игра «Нарисуй правильно». - Игра «Скажи на оборот». - Закрашивание кружков. - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания. 3. Рефлексия занятия. - Развитие 1.Приветствие, создание благоприятного концентрации эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах внимания; занятия. - развитие 2. Основная часть. наблюдательности; - Игра «Найди игрушку». - развитие мелкой - Игра «Кто лучше нарисует». моторики. - Корректурная проба. - «Срисуй фигуру». - «Картинки-нелепицы». 3. Рефлексия занятия. 8. 9. 10. 11. 12. - Развитие произвольного внимания. - Развитие слуховой памяти; 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - «Запомни ритм». - «Графический диктант». - Игра «Повтори». -Упражнение на распределение внимания. - «Найди буквы алфавита». 3. Рефлексия занятия. - Развитие зрительной памяти; - Развитие зрительного внимания; - Развитие устойчивости внимания; - Развитие мелкой моторики. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - «Что изменилось». - «Нарисуй правильно». - Закрашивание кружков. - «Найди отличия». - «Срисуй фигуру». 3. Рефлексия занятия. - Развитие слуховой памяти; - Развитие концентрации внимания; - Развитие зрительного внимания; - Развитие мелкой моторики. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Упражнение «Все помню». - Корректурная проба. - Графический диктант. - «Шифровка». - Лабиринты. 3. Рефлексия занятия. - Развитие переключаемости внимания; - Развитие зрительной памяти; - Развитие зрительного внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения). - «Трафареты». - «Что изменилось». - «Найди несоответствия на картинке». - «Раскрась вторую часть картинки». 3. Рефлексия занятия. - Развитие концентрации и устойчивости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Корректурная проба. - «Срисуй фигуру». - Упражнение «Цифровая таблица». - «Шифровка». 13. 14. 15. 16. 3. Рефлексия занятия. - Развитие 1.Приветствие, создание благоприятного устойчивости эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах внимания; занятия. - Развитие 2. Основная часть. мышления; - Закрашивание кружков. - Развитие скорости - Упражнение «Цифровая таблица» (с внимания. пропусками). - Игра «Птица – не птица». - Графический диктант. - Игра «Летела корова». 3. Рефлексия занятия. - Развитие скорости внимания; - Развитие помехоустойчивости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра на внимание «Хлоп – топ». - Корректурная проба. - Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант). - Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками). - «Срисовать фигуру». 3. Заключение. - Развитие наблюдательности; - развитие устойчивости внимания; - развитие помехоустойчивости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что изменилось». - «Найди отличия». - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки). - «Найди буквы алфавита». 3. Рефлексия занятия. - Развитие помехоустойчивости внимания; - Развитие концентрации внимания; - Развитие слуховой памяти. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Корректурная проба. - Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры). - Игра «Повтори». - Решение арифметических задачек в уме. 3. Рефлексия занятия. 17. 18. 19. 20. 21. - Развитие концентрации и устойчивости внимания. - развитие мелкой моторики. - Развитие концентрации внимания; - развитие ассоциативной памяти. - Развитие слуховой памяти; - Развитие концентрации внимания; - Развитие зрительного внимания; - Развитие мелкой моторики. - Развитие скорости переключения внимания; - Развитие логического мышления; - Развитие наблюдательности; - развитие устойчивости внимания; - развитие помехоустойчивости внимания. - развитие 22. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Корректурная проба. - «Нанизывание бусинок». - Игра «Пары слов» - Игра «Дотронься до…» - «Продолжи ряд фигур» 3. Рефлексия занятия. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть. - Графический диктант. - «Срисуй фигуру» - Упражнение «Пары слов». - Шифровка. - «Найди лишнее» 3.Рефлексия занятия. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Корректурная проба. - Игра «Мозайка» - Игра «Запомни фигуры» - Лабиринты. - «Зашифрованные цвета» 3. Рефлексия занятия. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Парные корректурные пробы; - Логические задачи; -Парные шифровки; - Загадки; - «Найди лишнюю фигуру»; 3. Рефлексия занятия. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Упражнение «Хлопни в ладоши»; - Игра «Что изменилось»; - Параллельные корректурные пробы; - «Срисовка»; - Графический диктант. 3. Рефлексия занятия. 1.Приветствие, создание благоприятного устойчивости и концентрации внимания; - развитие памяти. 23. 24. 25. 26. 27. эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Продолжи ряд фигур; - Игра «Хлопни в ладоши»; - «Расшифруй поговорку»; - Закрашивание кружков; - «Прослушай рассказ и ответь на вопросы» - Развитие 1. Приветствие, создание благоприятного концентрации эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах внимания; занятия. - Развитие 2.Основная часть: мышления. - «Составь рассказ из предложений»; - «Определи чувства человека на картинке»; - Графический диктант; - «Найди лишнее слово»; - «Назови общим словом». 3.Рефлексия занятия. - Развитие скорости 1.Приветствие, создание благоприятного переключения эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах внимания; занятия. - Развитие 2.Основная часть: концентрации - Упражнение «Докрась вторую половину»; внимания; - Упражнение «Числовой квадрат»; - Развитие - Упражнение «Арифметические задачи в уме»; устойчивости - Корректурная проба; внимания. - Загадки. 3. Рефлексия занятия. - Развитие мелкой 1. Приветствие, создание благоприятного моторики рук; эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах - Развитие занятия. концентрации 2.Основная часть: внимания. - Упражнение «Перепиши без ошибок»; - Мозайка; - «Срисуй правильно»; - Упражнение «Бусинки»; 3.Рефлексия занятия. - Развитие 1.Приветствие, создание благоприятного концентрации и эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах устойчивости занятия. внимания; 2.Основная часть: - Развитие мелкой - Игра «Что нового». моторики; - Игра «Нарисуй правильно». - Развитие - Игра «Скажи на оборот». наблюдательности. - Закрашивание кружков. - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания. 3. Рефлексия занятия. - Развитие 1. Приветствие, создание благоприятного мышления; эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах -Развитие занятия. наблюдательности; - Развитие концентрации и устойчивости внимания. 28. 29. 29. 30. - Развитие концентрации и устойчивости внимания; - Развитие мелкой моторики; - Развитие воображения. - Развитие концентрации внимания; - Развитие воображения; - Развитие мелкой моторики. - Развитие концентрации внимания; - Развитие воображения; - Развитие мелкой моторики. - Развитие концентрации внимания; - Развитие мыслительной операции «сравнение» 2. Основная часть: - Корректурная проба. - Упражнение «Тренируем пальчики». - Упражнение «Лабиринты». - Упражнение «Метод словесных ассоциаций» - Упражнение «Дорисуй вторую половину» - Упражнение «Зашифрованный рисунок» - Упражнение «Составь рассказ» - Упражнение «Рассказ по цифрам» - Упражнение «Угадай-ка» 3. Рефлексия занятия. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Игра «Шнуровка»; - Упражнение «Дорисуй вторую половину»; - Упражнение «Срисуй правильно»; - Упражнение «Расшифруй поговорку»; - Игра «Трафареты»; 3. Рефлексия занятия. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Игра «Умный коврик»; - Упражение «Срисовка»; - Игра «Мозайка»; - Тест Торренса. 3.Рефлексия занятия. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Игра «Умный коврик»; - Упражение «Срисовка»; - Игра «Мозайка»; - Тест Торренса. 3.Рефлексия занятия. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Шифровка; - Графический диктант; - Упражнение «Что лишнее»; - Упражнение «Скажи наоборот»; - Загадки; 3.Рефлексия занятия. 31. 32. - Развитие мыслительной операции «классификация» - Развитие мелкой моторики. - Развитие мелкой моторики; - Развитие воображения. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Графический диктант. - Упражнение «Найди общее». - Упражнение «Дай определение» - Упражнение «Найди лишнее» - Упражнение «Раскрась по образцу» 3.Рефлексия занятия. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - «Свободный рисунок». - «Составь рассказ по картинке». - «Придумай название». - Аппликации. 3.Рефлексия занятия. * 1 занятие рассчитано на 40 мин. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 646116746743375933883833707902081325236681597550 Владелец Субботина Евгения Анатольевна Действителен С 27.02.2023 по 27.02.2024