РП коррекционно-развивающих занятий (психолог)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»

Адаптированная рабочая программа
коррекционно – развивающей работы
педагога- психолога
с обучающимися с УО
(легкая умственная отсталость)
Вариант 9.1
на 2023-2024 учебные года

Составитель:
Чебыкина Т.Н.,
педагог – психолог

г. Верхотурье
2023 г.

Пояснительная записка
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию
познавательных процессов школьников с УО состоит из серии специально
организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом
уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа основана на иерархическом принципе психологической
коррекции «сверху – вниз», заключающемся в создании оптимальных условий
развития высшихпсихических функций путем компенсации нарушенного звена.
(Кабанова, 1997).
Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития,
пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами
внимания.
Коррекционная программа включает задания и упражнения:
−по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
−на работу с эмоционально мотивационной сферой;
−на развитие свойств внимания;
−на развитие объема механической и смысловой памяти;
−ориентацию в пространстве тела;
−отвлечённую ориентировку в пространстве;
−пространственную ориентировку в плане;
−пространственную ориентировку в листе бумаги;
−на обучение самоконтролю;
−на развитие произвольности;
Разработка

коррекционной

программы

осуществлялась

на

основе

намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание
является одним из компонентов произвольной регуляции психической
первую очередь познавательной)

деятельности.

Цель: Коррекция и развитие высших психических функций.
Задачи:

(в

−развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и
устойчивость;
−развивать слуховую и зрительную память;
− развивать целостность восприятия.
Принципы:
1.

Принцип развивающего обучения.Данная программа реализуется на

основе положения оведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону
его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять
основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по
сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических
связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной
деятельности,

составляют

основу

для

рассуждений

и

умозаключений,

представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У
школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ
и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные
мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2.

Принцип

учета

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных
особенностей умственного развития детей,

индивидуального подхода

к

учащимся.
3.

Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний,

операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип
заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более
сложного задания.
4.

Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком

механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного
понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала,
относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5.

Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях

сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают
усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий,

способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к
познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и
оценивается

правильность

их

выполнения,

оказывается

поддержка

и

стимулируется активностью ребенка.
Программа рассчитана на учащихся с легкой умственной отсталостью
(вариант 9.1). Согласно календарному учебному графику, программа рассчитана
на учебный год: 34 учебные недели, по 1 часу в неделю, 34 часа. Формы занятий:
индивидуальные, групповые (до 3 человек одного возраста).
Содержание
Основные направления коррекционной работы
1. Диагностическая

работа,

которая

обеспечивает

выявление

особенностей развития издоровья обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий
для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
АООП.
−

анализа

результатов

обследования

с

целью

проектирования

и

корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и
методы:
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование,
интервьюирование),
−психолого-педагогический эксперимент,
−наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
−беседы с учащимися, учителями и родителями,
−изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
−

оформление

документации

(психолого-педагогические

дневники

наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая

работа

обеспечивает

организацию

мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции
недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:
−составление

индивидуальной

программы

психологического

сопровождения учащегося,
− организация внеурочной деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
− разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных
психо-коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в
соответствии с их особыми образовательными потребностями,
− организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития
учащихся,
− развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и
коррекцию его поведения,
− социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий
жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие
формы и методы работы:
−занятия индивидуальные и групповые,
−игры, упражнения, этюды,
−психо-коррекционные методики и технологии,
−беседы с учащимися,
−организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование
и др.).
3. Консультативная работа включает сопровождение детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам
реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:

− психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению
проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии
конкретных учащихся,
− консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных
вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении
общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и
методы работы:
−беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,
−анкетирование педагогов, родителей,
−разработка

методических

материалов

и

рекомендаций

учителю,

родителям.
4.Информационно-просветительская

работа

осуществление

разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам,
связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными
представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
− проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению

индивидуально-типологических

особенностей

различных

категорий детей,
−оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
− психологическое просвещение педагогов с целью повышения их
психологической компетентности,
− психологическое просвещение родителей с целью формирования у них
элементарной психолого-психологической компетентности.
−

В

процессе

информационно-просветительской

и

социально-

педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
−индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

−лекции для родителей,
−анкетирование педагогов, родителей,
−разработка

методических

материалов

и

рекомендаций

учителю,

родителям.
Планируемые личностные результаты коррекционной деятельности:
− расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и
освоение различных социальных ролей;
−

принятие

и

освоение

различных

социальных

ролей,

умение

взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
− владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
− способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
− мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно полезной деятельности.
Тематическое планирование
№ Занятия* Задачи занятия
- развитие
наблюдательности
1.
- развитие
зрительной памяти

2.

- развитие
концентрации
внимания;
- развитие
устойчивости
внимания;
- развитие
наблюдательности;
- развитие памяти.

Содержание занятия
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказ о целях и
задачах занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Что изменилось».
- Игра «Ищи безостоновочно».
- Корректурная проба. Проверка ошибок.
- Игра «Запомни порядок».
- Игра «Карлики – Великан»
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Найти ошибки в алфавите.
- Игра «Запомни пары слов».
- Корректурная проба.
- Закрашивание кружков.
- Игра «Заметить все».
3. Рефлексия занятия.

3.

4.

5.

6.

7.

- развитие
концентрации
внимания;
- развитие мелкой
моторики;
- развитие
мышления.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Какой предмет самый большой».
- Игра «Найди и продолжи закономерность».
- Корректурная проба.
- «Найди лишнюю фигуру».
- «Срисуй фигуру».
3. Рефлексия занятия.
- развитие
1.Приветствие, создание благоприятного
устойчивости и
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
произвольности
занятия.
внимания;
2. Основная часть.
- развитие слуховой - Игра «Карлики-Великаны».
памяти
- Графический диктант.
- Игра «Зашифрованные цвета».
- Закрашивание кружков.
- «Заучивание слов».
3. Рефлексия занятия.
- развитие
1.Приветствие, создание благоприятного
концентрации
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
внимания;
занятия.
- развитие
2. Основная часть.
устойчивости и
- Игра «Все наоборот».
произвольности
- Корректурная проба.
внимания;
- Задача «Нарисуй бусинки правильно».
- Развитие
- «Срисуй фигуру».
зрительной памяти; - «Запомни фигуры».
- развитие мелкой 3. Рефлексия занятия.
моторики.
- Развитие
1.Приветствие, создание благоприятного
концентрации
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
внимания;
занятия.
- развитие моторики. 2. Основная часть.
- Игра «Что нового».
- Игра «Нарисуй правильно».
- Игра «Скажи на оборот».
- Закрашивание кружков.
- Графический диктант.
- Упражнение на распределение внимания.
3. Рефлексия занятия.
- Развитие
1.Приветствие, создание благоприятного
концентрации
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
внимания;
занятия.
- развитие
2. Основная часть.
наблюдательности; - Игра «Найди игрушку».
- развитие мелкой - Игра «Кто лучше нарисует».
моторики.
- Корректурная проба.
- «Срисуй фигуру».
- «Картинки-нелепицы».
3. Рефлексия занятия.

8.

9.

10.

11.

12.

- Развитие
произвольного
внимания.
- Развитие слуховой
памяти;

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- «Запомни ритм».
- «Графический диктант».
- Игра «Повтори».
-Упражнение на распределение внимания.
- «Найди буквы алфавита».
3. Рефлексия занятия.

- Развитие
зрительной памяти;
- Развитие
зрительного
внимания;
- Развитие
устойчивости
внимания;
- Развитие мелкой
моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- «Что изменилось».
- «Нарисуй правильно».
- Закрашивание кружков.
- «Найди отличия».
- «Срисуй фигуру».
3. Рефлексия занятия.

- Развитие слуховой
памяти;
- Развитие
концентрации
внимания;
- Развитие
зрительного
внимания;
- Развитие мелкой
моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Упражнение «Все помню».
- Корректурная проба.
- Графический диктант.
- «Шифровка».
- Лабиринты.
3. Рефлексия занятия.

- Развитие
переключаемости
внимания;
- Развитие
зрительной памяти;
- Развитие
зрительного
внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Упражнение на устойчивость и переключение
внимания (животные – растения).
- «Трафареты».
- «Что изменилось».
- «Найди несоответствия на картинке».
- «Раскрась вторую часть картинки».
3. Рефлексия занятия.

- Развитие
концентрации и
устойчивости
внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Корректурная проба.
- «Срисуй фигуру».
- Упражнение «Цифровая таблица».
- «Шифровка».

13.

14.

15.

16.

3. Рефлексия занятия.
- Развитие
1.Приветствие, создание благоприятного
устойчивости
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
внимания;
занятия.
- Развитие
2. Основная часть.
мышления;
- Закрашивание кружков.
- Развитие скорости - Упражнение «Цифровая таблица» (с
внимания.
пропусками).
- Игра «Птица – не птица».
- Графический диктант.
- Игра «Летела корова».
3. Рефлексия занятия.
- Развитие скорости
внимания;
- Развитие
помехоустойчивости
внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра на внимание «Хлоп – топ».
- Корректурная проба.
- Игра «Маленький жук» (Мысленный графический
диктант).
- Упражнение на распределение внимания
(рисовать двумя руками).
- «Срисовать фигуру».
3. Заключение.

- Развитие
наблюдательности;
- развитие
устойчивости
внимания;
- развитие
помехоустойчивости
внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Что изменилось».
- «Найди отличия».
- Графический диктант.
- Упражнение на распределение внимания
(рисовать и одновременно считать хлопки).
- «Найди буквы алфавита».
3. Рефлексия занятия.

- Развитие
помехоустойчивости
внимания;
- Развитие
концентрации
внимания;
- Развитие слуховой
памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Корректурная проба.
- Упражнение на распределение внимания
(рисовать и одновременно решать примеры).
- Игра «Повтори».
- Решение арифметических задачек в уме.
3. Рефлексия занятия.

17.

18.

19.

20.

21.

- Развитие
концентрации и
устойчивости
внимания.
- развитие мелкой
моторики.

- Развитие
концентрации
внимания;
- развитие
ассоциативной
памяти.

- Развитие слуховой
памяти;
- Развитие
концентрации
внимания;
- Развитие
зрительного
внимания;
- Развитие мелкой
моторики.
- Развитие скорости
переключения
внимания;
- Развитие
логического
мышления;

- Развитие
наблюдательности;
- развитие
устойчивости
внимания;
- развитие
помехоустойчивости
внимания.
- развитие

22.

1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Корректурная проба.
- «Нанизывание бусинок».
- Игра «Пары слов»
- Игра «Дотронься до…»
- «Продолжи ряд фигур»
3. Рефлексия занятия.
1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть.
- Графический диктант.
- «Срисуй фигуру»
- Упражнение «Пары слов».
- Шифровка.
- «Найди лишнее»
3.Рефлексия занятия.
1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Корректурная проба.
- Игра «Мозайка»
- Игра «Запомни фигуры»
- Лабиринты.
- «Зашифрованные цвета»
3. Рефлексия занятия.
1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть:
- Парные корректурные пробы;
- Логические задачи;
-Парные шифровки;
- Загадки;
- «Найди лишнюю фигуру»;
3. Рефлексия занятия.
1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть:
- Упражнение «Хлопни в ладоши»;
- Игра «Что изменилось»;
- Параллельные корректурные пробы;
- «Срисовка»;
- Графический диктант.
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного

устойчивости и
концентрации
внимания;
- развитие памяти.

23.

24.

25.

26.

27.

эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Продолжи ряд фигур;
- Игра «Хлопни в ладоши»;
- «Расшифруй поговорку»;
- Закрашивание кружков;
- «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»
- Развитие
1. Приветствие, создание благоприятного
концентрации
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
внимания;
занятия.
- Развитие
2.Основная часть:
мышления.
- «Составь рассказ из предложений»;
- «Определи чувства человека на картинке»;
- Графический диктант;
- «Найди лишнее слово»;
- «Назови общим словом».
3.Рефлексия занятия.
- Развитие скорости 1.Приветствие, создание благоприятного
переключения
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
внимания;
занятия.
- Развитие
2.Основная часть:
концентрации
- Упражнение «Докрась вторую половину»;
внимания;
- Упражнение «Числовой квадрат»;
- Развитие
- Упражнение «Арифметические задачи в уме»;
устойчивости
- Корректурная проба;
внимания.
- Загадки.
3. Рефлексия занятия.
- Развитие мелкой 1. Приветствие, создание благоприятного
моторики рук;
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
- Развитие
занятия.
концентрации
2.Основная часть:
внимания.
- Упражнение «Перепиши без ошибок»;
- Мозайка;
- «Срисуй правильно»;
- Упражнение «Бусинки»;
3.Рефлексия занятия.
- Развитие
1.Приветствие, создание благоприятного
концентрации и
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
устойчивости
занятия.
внимания;
2.Основная часть:
- Развитие мелкой - Игра «Что нового».
моторики;
- Игра «Нарисуй правильно».
- Развитие
- Игра «Скажи на оборот».
наблюдательности. - Закрашивание кружков.
- Графический диктант.
- Упражнение на распределение внимания.
3. Рефлексия занятия.
- Развитие
1. Приветствие, создание благоприятного
мышления;
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
-Развитие
занятия.

наблюдательности;
- Развитие
концентрации и
устойчивости
внимания.

28.

29.

29.

30.

- Развитие
концентрации и
устойчивости
внимания;
- Развитие мелкой
моторики;
- Развитие
воображения.
- Развитие
концентрации
внимания;
- Развитие
воображения;
- Развитие мелкой
моторики.

- Развитие
концентрации
внимания;
- Развитие
воображения;
- Развитие мелкой
моторики.

- Развитие
концентрации
внимания;
- Развитие
мыслительной
операции
«сравнение»

2. Основная часть:
- Корректурная проба.
- Упражнение «Тренируем пальчики».
- Упражнение «Лабиринты».
- Упражнение «Метод словесных ассоциаций»
- Упражнение «Дорисуй вторую половину»
- Упражнение «Зашифрованный рисунок»
- Упражнение «Составь рассказ»
- Упражнение «Рассказ по цифрам»
- Упражнение «Угадай-ка»
3. Рефлексия занятия.
1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть:
- Игра «Шнуровка»;
- Упражнение «Дорисуй вторую половину»;
- Упражнение «Срисуй правильно»;
- Упражнение «Расшифруй поговорку»;
- Игра «Трафареты»;
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Игра «Умный коврик»;
- Упражение «Срисовка»;
- Игра «Мозайка»;
- Тест Торренса.
3.Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Игра «Умный коврик»;
- Упражение «Срисовка»;
- Игра «Мозайка»;
- Тест Торренса.
3.Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Шифровка;
- Графический диктант;
- Упражнение «Что лишнее»;
- Упражнение «Скажи наоборот»;
- Загадки;
3.Рефлексия занятия.

31.

32.

- Развитие
мыслительной
операции
«классификация»
- Развитие мелкой
моторики.

- Развитие мелкой
моторики;
- Развитие
воображения.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Графический диктант.
- Упражнение «Найди общее».
- Упражнение «Дай определение»
- Упражнение «Найди лишнее»
- Упражнение «Раскрась по образцу»
3.Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- «Свободный рисунок».
- «Составь рассказ по картинке».
- «Придумай название».
- Аппликации.
3.Рефлексия занятия.

* 1 занятие рассчитано на 40 мин.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

646116746743375933883833707902081325236681597550

Владелец

Субботина Евгения Анатольевна

Действителен

С 27.02.2023 по 27.02.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».