Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» Рабочая программа учебного курса «Я гражданин» для основного общего образования(5 класс) Срок освоения: 1 год Составитель: Стадник Е.Б., учитель обществознания. Верхотурье, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» «Я гражданин» разработана в соответствии с ФГОС ООО и реализуется 1 год в 5 классе Актуальной темой для нашей страны, для народов России является тема гражданственности и патриотизма. В каждой душе ребёнка есть чувство любви к Родине. Нужно только его пробудить, создать условия, чтобы эти зёрнышки проросли и окрепли в нём, и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить свой многонациональный народ и своё Отечество. Это чувство нужно растить и воспитывать на фактах истории Родины, на примерах самоотверженного труда людей. Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. В настоящее время патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами как любовь к Большой и Малой Родине, как уважение семейным традициям, к культурным, моральным и нравственным ценностям своего народа, как готовность выполнять конституционный долг перед Родиной, как соблюдение правовых норм сложившихся в обществе. А именно эти качества личности утрачиваются сейчас в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким – то безликим, далёким для реального понимания его современными школьниками. В этой связи, наша задача в школе – позаботится о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, к близким людям, к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. патриотизма пойдёт через воспитание любви Далее формирование к Малой родине, к родному краю. Без чувства Малой родины невозможен рост большого патриотизма к Большой родине. Понятие гражданственность предлагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, к коллективу школы к родному краю, к Отечеству. Понятие «гражданственность» включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин - государство» и «человек – общество». Поэтому формируя гражданина, мы, прежде всего видим в ребёнке человека. Данная программа определяет основные направления гражданско – патриотического воспитания обучающихся в 5 классе МАОУ «ООШ №2». Она охватывает основные направления духовно – нравственного и патриотического воспитания. В частности: • духовно – нравственное; • гражданско – патриотическое; • социально – патриотическое; • героико – патриотическое; • гражданско – правовое. Рабочая программа разработана в соответствии с положением о рабочихпрограммах Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО,определяющей: содержание; планируемые результаты (личностные, метапредметные ипредметные); тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания ивозможностью использования ЭОР/ЦОР. Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе. Программа «Я - гражданин» предназначена для учащихся 5 класса. Количество часов: в неделю – 1ч.; в год – 34 ч. Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативныезадания), творческие, практические. Режим занятий: В результате освоения данной программы в течение 34 занятия (1 раз в неделю по 40 минут) При необходимости, проведение занятий возможно в режиме реального времени припомощи телекоммуникационных систем. Содержание программы курса 2. В целях формирования законопослушного поведения программа «Я гражданин» (далее — программа), направленная на создание благоприятных условий для развития социально значимых установок в системе ценностных ориентаций обучающихся, основ правовой культуры и законопослушного поведения. Ведущей линией в правовом просвещении и правовом воспитании подростков является обеспечение осознания несовершеннолетним важности права как регулятора взаимоотношений в обществе, единства прав, свобод, обязанностей и ответственности, формирование уважительного отношения к закону, закрепление знаний о правах ребенка, человека и гражданина, механизмах их реализации, а так же формирование компетенций в сфере соблюдения правил поведения в обществе, в конфликтных ситуациях, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей. Одно из важнейших условий снижения роста правонарушений среди обучающихся – внедрение технологий и методов профилактической работы, направленной на формиро - вание законопослушного поведения несовершеннолетних. Это предполагает четкое определение целей и задач профилактической деятельности; выбор перечня скоординированных по содержанию действий, направленных на устранение причин и условий противоправного поведения несовершеннолетних; содействие в социальной адаптации и раскрытии внутреннего потенциала личности каждого обучающегося. Правовое воспитание и правовое просвещение рассматривается как целенаправленное, организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее установки гражданственности и правосознания, навыки соблюдения норм права, мирных способов разрешения конфликтов. Задачи правового воспитания и правового просвещения заключаются в том, чтобы донести до обучающихся требования правовых норм, способствовать тому, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Результатом правового просвещения и правового воспитания является наличие у обучающихся правовых компетенций и навыков социального функционирования Содержание курса Вводный урок- 1 час. 1. «Я и я» – формирование гражданского отношения к себе. Задачи: -формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; - формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; - воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; - формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. 2. «Я и школа» – формирование гражданского отношения к школе. Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. 3. «Я и мое Отечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству. Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. 4. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи: -формировать уважение к членам семьи; -воспитывать семьянина, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. 5. Я – среди других – взаимодействие с окружающими. - понимать эмоциональное состояние и поступки других людей. - моделировать поведение в различных ситуациях в процессе общения с людьми. - соблюдать правила хорошего тона. Предполагаемые результаты. По завершению реализации курса данной программы должны произойти положительные сдвиги в формировании патриотических чувств в сознании ребят по отношению к своей большой многонациональной и многоконфессиональной Родине. Учащиеся должны подойти вплотную к пониманию смысла и ценности человеческой жизни. Должны задуматься о необходимости уважения прав и свобод, уважения человеческого достоинства каждого гражданина своей необъятной Родины. Учащиеся получат дополнительную информацию для развития способностей к милосердию, состраданию, сопереживанию, доброжелательности и взаимопониманию так необходимых для сохранения стабильности в многонациональном государстве, для обеспечения территориальной целостности государства, для дальнейшего расцвета демократического и гуманистического общества Российской Федерации. Реализация программы поможет школьнику познакомится с символами России, их преемственностью, с элементами истории Родины, познакомит с примерами патриотического поведения людей на различных этапах Российской истории; жизнью с воинской славой страны; с людей, их жизненными принципами; с историческими памятниками соей страны, края; с обычаями и традициями, культурой своей страны, народа, семьи; значительно расширит кругозор пятиклассника. Учащиеся приобретут следующие умения и навыки: - определять и объяснять своё отношение к патриотизму, к историческим личностям и событиям, к их оценкам; - осознавать историческую обусловленность и мотивацию патриотических поступков людей определённых эпох, оценивать, их исходя из гуманистических установок, гражданских и национальных интересов России и Российского государства в целом; - использовать знания о культуре и истории своего народа и других народов в общении с людьми; - самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие собственную стратегию поведения с учётом гражданских, правовых и нравственных принципов народов Российской Федерации; - различать причины и следствие событий и поступков, излагать суждения о причинах и следствиях; - понимать, что «любовь к Родине» и «патриотизм» - не красивые слова, а движение души реализующиеся в поступках и деятельности истинного гражданина и патриота; - осознание того, что в повседневной жизни, как и на полях сражений всегда место подвигу; - осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать её, группировать и обобщать; - овладевать начальными знаниями и умениями по использованию возможностей интернета в поисках нужной информации, возможностей компьютерной техники для оформления творческих работ; - последовательно выстраивать рассказ в устной и письменной форме; - овладевать первыми навыками проектной деятельности; - раскрывать смысл и значение основных терминов и понятий (государство; многонациональное государство; гимн; герб; флаг; хоругви; патриот; личность; индивид; обыватель; честь; долг; культура; нравственность; здоровый образ жизни; порядочность; гражданский долг; Большая родина; малая родина; семья; человеческие ценности; гуманность; добро; зло; совесть; зависть; нравственные нормы; традиции; конфессия; конституция; закон; правила жизни в обществе; школьный устав; права; обязанности; толерантность; справедливость; бескорыстность и др.). Планируемые результаты освоения Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование познавательной и информационной культуры; формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от ветственного отношения к собственным поступкам. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения одноклассников, самостоятельно аргументировано оценивать обосновывать свои действия правильность или и действия ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную дея- тельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимо- действия, планировать общие способы работы. умение извлекать информацию из различных источников. умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Становление качествами: личности ребёнка, обладающего следующими умею взаимодействовать с другими людьми способен к познанию мира умею управлять своими эмоциями веду здоровый образ жизни обладаю гражданской позицией согласно возрасту чувствую сопричастность с судьбой страны испытываю гордость за свою страну понимаю необходимось самостоятельно строить свою жизнь Формы организации и виды деятельности Эвристическая беседа, дискуссия, лекция. Коллективные творческие дела. Тренинги общения. Групповая проблемная работа. конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, видео-экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 19 20 21 22 23 25 26 27 28 29 30 31 32 Тема урока Вводное занятие «Я - гражданин России». Давайте познакомимся. «Кто я? Какой я?» «Можно» и «нельзя» в жизни. Наш класс. Законы жизни. Моё отношение к школе и её имуществу. Я люблю свою школу. Конкурс рисунков. По каким правилам мы живём в школе Устав школы Дружба и братство дороже богатства. (одноклассники, сверстники, друзья) «Летопись школы /Изучение истории школы/ «Урок Конституции «Я - гражданин России». Конституция – основной закон страны. Государственные символы РФ: Гимн России, флаг РФ». Мастерская нравственности. «Я среди людей». «4 ноября- День народного единства. История и современность». «Коррупционное поведение» «Что такое гражданская позиция? Конституция РФ» «Гражданин - Отечества достойный сын» (викторина, конкурс на знание прав и обязанностей) Моя семья- моё богатство. Как жить подростку в мире с родителями. Учёба и труд к победам ведут. Труд - основа жизни Мешают жить нам вредные привычки. Здоровые и образование граждане – основа мощи и процветания Родины, залог благополучия народа. Поговорим о толерантности. «Берегите здоровье», «В здоровом теле – здоровый дух» Золотое правило нравственности Поговорим о толерантности. Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь» Борьба со сквернословием «Нам жизнь дана на добрые дела» Беседа «Что такое уважение» Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры. Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры. Хорошие и вредные привычки. «Правила счастливого человека» За что я люблю Родину Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ЭОР/ЦОР ttps://uchebnik.m os.ru/catalogue, ttps://iu.ru/videolessons, ttps://resh.edu.ru/ tps://znaika.ru/ 33 34 «Правила счастливого человека» Я – Гражданин России 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)