РП Я гражданин

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа учебного курса
«Я гражданин»
для основного общего образования(5 класс)
Срок освоения: 1 год

Составитель:
Стадник Е.Б., учитель обществознания.

Верхотурье, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности обязательной предметной
области «Общественно-научные предметы» «Я гражданин» разработана в соответствии с ФГОС
ООО и реализуется 1 год в 5 классе Актуальной темой для нашей страны, для народов России
является тема гражданственности и патриотизма. В каждой душе ребёнка есть чувство любви к
Родине. Нужно только его пробудить, создать условия, чтобы эти зёрнышки проросли и окрепли в
нём, и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить свой
многонациональный народ и своё Отечество. Это чувство нужно растить и воспитывать на фактах
истории Родины, на примерах самоотверженного труда людей. Патриотизм, гражданственность
формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. В настоящее время патриотизм
идентифицируется с такими личностными качествами как любовь к Большой и Малой Родине, как
уважение семейным традициям, к культурным, моральным и нравственным ценностям своего
народа, как готовность выполнять конституционный долг перед Родиной, как соблюдение
правовых норм сложившихся в обществе. А именно эти качества личности утрачиваются сейчас в
современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким – то безликим, далёким для
реального понимания

его современными школьниками. В этой связи, наша задача в школе –

позаботится о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, к близким
людям, к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
патриотизма пойдёт через воспитание любви

Далее формирование

к Малой родине, к родному краю. Без чувства

Малой родины невозможен рост большого патриотизма к Большой родине.
Понятие гражданственность предлагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и
обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, к коллективу школы к родному краю, к
Отечеству. Понятие «гражданственность» включает в себя взаимоотношения на уровне
«гражданин - государство» и «человек – общество». Поэтому формируя гражданина, мы, прежде
всего видим в ребёнке человека.
Данная программа определяет основные направления гражданско

–

патриотического воспитания обучающихся в 5 классе МАОУ «ООШ №2». Она охватывает
основные направления духовно – нравственного и патриотического воспитания.

В частности:
• духовно – нравственное;
• гражданско – патриотическое;

• социально – патриотическое;
• героико – патриотическое;
• гражданско – правовое.
Рабочая программа разработана

в соответствии с положением о рабочихпрограммах

Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО,определяющей:
содержание;
планируемые

результаты

(личностные,

метапредметные ипредметные);
тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания
ивозможностью использования ЭОР/ЦОР.
Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе.
Программа «Я - гражданин» предназначена для учащихся 5 класса.
Количество часов: в неделю – 1ч.; в год – 34 ч.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативныезадания),
творческие, практические.
Режим занятий:
В результате освоения данной программы в течение 34 занятия (1 раз в неделю по 40 минут)
При необходимости, проведение занятий возможно в режиме реального времени припомощи
телекоммуникационных систем.
Содержание программы курса

2.

В целях формирования законопослушного поведения программа «Я гражданин» (далее — программа),
направленная на создание благоприятных условий для развития социально значимых установок в
системе ценностных ориентаций обучающихся, основ правовой культуры и законопослушного
поведения. Ведущей линией в правовом просвещении и правовом воспитании подростков является
обеспечение осознания несовершеннолетним важности права как регулятора взаимоотношений в
обществе, единства прав, свобод, обязанностей и ответственности, формирование уважительного
отношения к закону, закрепление знаний о правах ребенка, человека и гражданина, механизмах их
реализации, а так же формирование компетенций в сфере соблюдения правил поведения в обществе, в
конфликтных

ситуациях,

развитие

навыков

толерантного

поведения

на

основе

уважения

конституционных прав и свобод других людей.
Одно из важнейших условий снижения роста правонарушений среди обучающихся
– внедрение технологий и методов профилактической работы, направленной на формиро - вание
законопослушного поведения несовершеннолетних. Это предполагает четкое определение целей и задач
профилактической деятельности; выбор перечня

скоординированных по содержанию действий,

направленных на устранение причин и условий противоправного поведения несовершеннолетних;

содействие в социальной адаптации и

раскрытии внутреннего потенциала личности каждого

обучающегося. Правовое воспитание и правовое просвещение рассматривается как целенаправленное,
организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее установки гражданственности
и правосознания, навыки соблюдения норм права, мирных способов разрешения конфликтов. Задачи
правового воспитания и правового просвещения заключаются в том, чтобы донести до обучающихся
требования правовых норм, способствовать тому, чтобы эти требования приобрели для них личностный
смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Результатом
правового просвещения и правового воспитания является наличие у обучающихся правовых
компетенций и навыков социального функционирования
Содержание курса
Вводный урок- 1 час.
1. «Я и я» – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и
исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
2. «Я и школа» – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и
общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность
школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
3. «Я и мое Отечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному
достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к
защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
4. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
5. Я – среди других – взаимодействие с окружающими.
- понимать эмоциональное состояние и поступки других людей.
- моделировать поведение в различных ситуациях в процессе общения с людьми.

- соблюдать правила хорошего тона.

Предполагаемые результаты.
По завершению реализации курса данной программы должны произойти положительные сдвиги в
формировании патриотических чувств в сознании ребят по отношению к своей большой
многонациональной и многоконфессиональной Родине. Учащиеся должны подойти вплотную к
пониманию смысла и ценности человеческой жизни.

Должны задуматься о необходимости

уважения прав и свобод, уважения человеческого достоинства каждого гражданина своей необъятной
Родины. Учащиеся получат дополнительную информацию для развития способностей к милосердию,
состраданию, сопереживанию, доброжелательности и взаимопониманию так необходимых для
сохранения стабильности в многонациональном государстве, для обеспечения территориальной
целостности государства, для дальнейшего расцвета демократического и гуманистического общества
Российской Федерации.
Реализация

программы

поможет

школьнику

познакомится

с

символами

России,

их

преемственностью, с элементами истории Родины, познакомит с примерами патриотического
поведения людей на различных этапах Российской истории;
жизнью

с

воинской

славой

страны;

с

людей, их жизненными принципами; с историческими памятниками соей страны, края; с

обычаями и традициями, культурой своей страны, народа, семьи; значительно расширит кругозор
пятиклассника.
Учащиеся приобретут следующие умения и навыки:
- определять и объяснять своё отношение к патриотизму, к историческим личностям и событиям, к их
оценкам;
- осознавать историческую обусловленность и мотивацию патриотических поступков людей
определённых эпох, оценивать, их исходя из гуманистических установок, гражданских и
национальных интересов России и Российского государства в целом;
- использовать знания о культуре и истории своего народа и других народов в общении с людьми;
- самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие собственную стратегию поведения
с учётом гражданских, правовых и нравственных принципов народов Российской Федерации;
- различать причины и следствие событий и поступков, излагать суждения о причинах и следствиях;
- понимать, что «любовь к Родине» и «патриотизм» - не красивые слова, а движение души
реализующиеся в поступках и деятельности истинного гражданина и патриота;
- осознание того, что в повседневной жизни, как и на полях сражений всегда место подвигу;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать её,
группировать и обобщать;
- овладевать начальными знаниями и умениями по использованию возможностей интернета в поисках
нужной информации, возможностей компьютерной техники для оформления творческих работ;
- последовательно выстраивать рассказ в устной и письменной форме;

- овладевать первыми навыками проектной деятельности;
- раскрывать смысл и значение основных терминов и понятий (государство; многонациональное
государство; гимн; герб; флаг; хоругви; патриот; личность; индивид; обыватель; честь; долг;
культура; нравственность; здоровый образ жизни; порядочность; гражданский долг; Большая родина;
малая родина; семья; человеческие ценности; гуманность; добро; зло; совесть; зависть;
нравственные нормы; традиции; конфессия; конституция; закон; правила жизни в обществе;
школьный устав; права; обязанности; толерантность; справедливость; бескорыстность и др.).

Планируемые результаты освоения
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование

толерантности

как

нормы

осознанного

и

доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения, осознанного и от ветственного отношения к собственным
поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых
знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную
рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей

деятельности,

умения

одноклассников,

самостоятельно

аргументировано

оценивать

обосновывать

свои

действия

правильность

или

и

действия

ошибочность

результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели
определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и
совместную дея- тельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели,
способы взаимо- действия, планировать общие способы работы.
умение извлекать информацию из различных источников.
умение

работать

в

группе

—

эффективно

сотрудничать

и

взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке
общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и
аргументировать

своё

мнение,

корректно

отстаивать

свою

позицию

и

координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения
интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций
всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Становление
качествами:

личности

ребёнка,

обладающего

следующими



умею взаимодействовать с другими людьми



способен к познанию мира







умею управлять своими эмоциями
веду здоровый образ жизни
обладаю гражданской позицией согласно возрасту
чувствую сопричастность с судьбой страны
испытываю гордость за свою страну



понимаю необходимось самостоятельно строить свою жизнь Формы
организации и виды деятельности
Эвристическая беседа, дискуссия, лекция.
Коллективные творческие дела.
Тренинги общения.
Групповая проблемная работа.
конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, видео-экскурсии,

соревнования, трудовые десанты, выставки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
19
20
21

22
23
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема урока
Вводное занятие «Я - гражданин России».
Давайте познакомимся. «Кто я? Какой я?»
«Можно» и «нельзя» в жизни.
Наш класс. Законы жизни.
Моё отношение к школе и её имуществу.
Я люблю свою школу. Конкурс рисунков.
По каким правилам мы живём в школе Устав школы
Дружба и братство дороже богатства.
(одноклассники, сверстники, друзья)
«Летопись школы /Изучение истории школы/
«Урок Конституции «Я - гражданин России».
Конституция – основной закон страны.
Государственные символы РФ: Гимн России, флаг
РФ».
Мастерская нравственности. «Я среди людей».
«4 ноября- День народного единства. История и
современность».
«Коррупционное поведение»
«Что такое гражданская позиция? Конституция РФ»
«Гражданин - Отечества достойный сын» (викторина,
конкурс на знание прав и обязанностей)
Моя семья- моё богатство.
Как жить подростку в мире с родителями.
Учёба и труд к победам ведут.
Труд - основа жизни
Мешают жить нам вредные привычки.
Здоровые и образование граждане – основа мощи и
процветания Родины, залог благополучия народа.
Поговорим о толерантности.
«Берегите здоровье», «В здоровом теле – здоровый
дух»
Золотое правило нравственности
Поговорим о толерантности.
Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь» Борьба со
сквернословием
«Нам жизнь дана на добрые дела»
Беседа «Что такое уважение»
Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры.
Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры.
Хорошие и вредные привычки.
«Правила счастливого человека»
За что я люблю Родину

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ЭОР/ЦОР

ttps://uchebnik.m
os.ru/catalogue,
ttps://iu.ru/videolessons,
ttps://resh.edu.ru/
tps://znaika.ru/

33
34

«Правила счастливого человека»
Я – Гражданин России

1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».