Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для основного общего образования Категория обучающихся: 5-6 класс Срок освоения: 2 года Составитель: педагог-библиотекарь Шумкова Е. А. 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость введения курса проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к обучающемуся в части исследовательской грамотности. Сегодня, согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности. Применение исследовательского метода в обучении является эффективным средством развития способности к самостоятельности и творчеству. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основы проектно-исследовательской деятельности» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, положения о рабочих программах обновленных ФГОС МАОУ «ООШ №2», в соответствии с: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; • Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; • Письма Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"); 2 • уставом МАОУ«ООШ №2». Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий, которые отражены в Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «ООШ №2». Программа построена на основе методического пособия: Голуб Г. Б. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2018. Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектноисследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, вузах, колледжах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Цель учебного курса: развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности. Основные задачи: формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; сформировать представление о различных видах письменных научных работ, научить культуре работы с архивными публицистическими материалами; обучить основам оформления работы; способствовать повышению личной уверенности у каждого участника обучения, его самореализации и рефлексии; развивать познавательные способности и потребности, креативность; формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. воспитывать сознание значимости работы в команде для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий. Общая характеристика учебного курса. Программа «Основы проектно-исследовательской деятельности» направлена на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ 3 ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их. Принципиальным является характер занятий – это групповые или индивидуальные формы работы, деятельностный режим, практикоориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся основной общеобразовательной школы. Содержание программы базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования. В содержании программы можно выделить 3 направления: 1. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности, развитие интеллектуальных способностей детей. 2. Формирование знаний о структуре, этапах, содержании проектной, исследовательской работы. 3. Развитие умений работать с различными источниками информации и навыков исследовательского поиска. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами проектно-исследовательской деятельности: от осмысления сути проектно-исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учли наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым выработать собственное отношение к окружающему миру. Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и последовательность. Программа построена на следующих принципах: Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основанными на проверенных наукой и практикой положения). Принцип доступности (Занятие проектно-исследовательской деятельности предполагает освоение материала за рамками школьного учебника. Для каждого уделяется одинаковое количество времени, руководителя собственного проекта ребенок выбирает сам). 4 Принцип естественности (Тема исследования, за которую берется обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности ее решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя). Принцип наглядности (Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучению и т.д.). Принцип осмысленности (для того, чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Это возможно только в том случае, если цель, задачи, проблема исследования (проект) не готовые выкладки, сформулированные взрослым. Именно процесс осмысливания хода проектно-исследовательской работы дает ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию). Принцип культуросообразности (воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи). Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и общественного значения изучаемого материала). Принцип самостоятельности (Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со сверстниками и педагогами, он становится партнером и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными. Принцип самостоятельности является самым главным из всех перечисленных принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебно-исследовательской работы – основной показатель понимания обучающимся изучаемой им проблемы, становления его мировоззенческой позиции. Именно принцип самостоятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот. Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с: - русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема «описание»); - информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов); - с библиотековедением и библиографией (использование бумажных и электронных источников информации, формирование библиографических 5 записей); - с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; - с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. - с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика. По завершении изучения каждой темы проводится презентация творческих работ. В течение учебного года учащиеся участвуют в различных интеллектуальных конкурсах, работают над индивидуальным исследовательским проектом, который презентуют в конце учебного года, т.е. выделяется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников. Место курса «Проектно-исследовательская деятельность» в учебном процессе Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная и исследовательская деятельность». В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Виды деятельности на занятиях: Проектная деятельность включает формы и приемы работы: игры; опыты; работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями; интеллектуальные головоломки; практические занятия; работа в компьютерном классе; дискуссии, беседы; тренинги; групповые исследования; исследования; творческие проекты Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. 6 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ» 5 класс Раздел 1: Понятие «Учебный проект» Что такое учебный проект, его назначение. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов. Темы проектов. Групповая и самостоятельная работа. Раздел 2: Как работать вместе. Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него. Раздел 3: От проблемы к цели. С чего начинать проект? Постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ). Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Раздел 4: Работа с информацией. Источник информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием. Раздел 5: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. Планирование работы над проектами. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос, интервью. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа в группах. Оформление работ, рецензирование. Защита проектов. Раздел 6: Рефлексия Работа над ошибками. Обсуждение ошибок при написании, защите проектов. Планы на будущее. Творческие задания. Игра-подведение итогов. 7 6 класс Раздел 1: От проблемы к цели. Постановка проблемы. Постановка цели. Планирование. Раздел 2: Наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент, их отличия и разновидности. Статистическое и динамическое наблюдение. Краткосрочный и длительный эксперимент. Выбор способа сбора данных. Раздел 3: Способы первичной обработки информации. Чтение текста с пометками. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Составление списков использованной литературы и электронных источников. Коллаж. Что такое коллаж? Составление коллажа на определенную тему. Коллаж и проект – общие черты. Раздел 4: Сам себе эксперт. Понятия эталона, критерии оценки, оценка продукта проектной деятельности, самооценка. Ответы на вопросы экспертной комиссии. Раздел 5: Основы риторики и публичного выступления. Стратегия успешного выступления, отличие устной речи от письменной речи. Использование ресурсных возможностей. Нормы речи при публичном выступлении. Раздел 6: Рефлексия Работа над ошибками. Обсуждение ошибок при написании, защите проектов. Планы на будущее. Творческие задания. Игра-подведение итогов. 8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА 3.1 Личностные результаты обучающегося. В результате работы у обучающихся сложится: -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; -формирование социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 3.2 Метапредметные результаты обучающегося В результате работы по программе курса обучающиеся узнают: основы методологии исследовательской и проектной деятельности; структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы. Научатся: • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования; • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы. 3.3. Результаты учебного курса Личностные УУД. У обучающегося будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; 9 нравственной и эстетической черт характера при работе с духовным и творческим материалом; патриотических чувств при изучении краеведческого материала, семейных архивов. Регулятивные УУД Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в проект. Познавательные УУД Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; с троить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. 10 Коммуникативные УУД Обучающийся научится: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. 11 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов № п/п 5 класс (1 час * 34 недели = 34 часа) Тема учебного занятия Кол-во часов ЭОР/ ЦОР 1 1 1 1 1 http://schoolcollection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов «Мозговые штурмы» Google-таблицы, Microsoft Excel online, online интерактивные доски Раздел 1. Понятие «Учебный проект» - 5 часов 1 2 3 4 5 Что такое учебный проект и его назначение Основные теоретические сведения о проекте Виды проектов Темы проектов Практическая работа: «Мозговой штурм» 6 7 8 Правила командного поведения Роли участников группового проекта Способы продуктивного выхода из конфликта Раздел 2. Как работать вместе –3часа 1 1 1 http://schoolcollection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов «Мозговые штурмы» Google-таблицы, Microsoft Excel online, online интерактивные доски Раздел 3. От проблемы к цели –7часов 9 10 11 12 13 14 15 Проблема и гипотеза Постановка цели Формулировка задач Объект и предмет исследования Методы исследования Сбор материала для исследования Обобщение полученных данных 1 1 1 1 1 1 1 Диаграммы Ганта, «доски задач», и другие инструменты управления проектами https://www.smartsheet.com , https://www.symphonical.com , https://teamer.ru , https://trello.com/ Раздел 4. Работа с информацией - 5 часов 16 Источники информации 17-18 Работа со справочными материалами 19-20 Экскурсия в библиотеку 1 2 2 http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий. Каталог энциклопедий, доступных в онлайн режиме по рубрикам Раздел 5. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности-11 часов 21-22 Составление плана работы. Определение результата 23-24 Теоретическая и практическая части проекта 2 2 Входное анкетирование Google-анкеты, Microsoft формы 12 25 26 27-28 29-30 31 Проектный продукт Анкета. Интервью. Социальный опрос Правила оформления проекта Оформление презентации Защита проекта. 1 1 2 2 1 Раздел 6. Рефлексия- 3 часа 32 33 34 Работа над ошибками Игра-подведение итогов Планы на будущее 1 1 1 Всего Сетевые обсуждения Блоги: https://www.blogger.com , https://ru.wordpress.org/ https://www.tumblr.com/ Форумы: https://www.ucoz.ru/ , https://www.forum2x2.ru/ , https://www.vbulletin.com/en/ Видеочаты: https://hangouts.google.com , https://www.skype.com , https://zoom.us , https://discordapp.com/ Сообщества: https://vk.com , https://ok.me Листы самооценивания и взаимооценивания Googleформы, Google-документы, Googleтаблицы, Microsoft Excel online, Microsoft Word online, Microsoft формы 34 6 класс (1 час * 34 недели = 34 часа) № п/п 1 2-3 4 5 Тема учебного занятия Кол-во часов ЭОР/ ЦОР 1 http://schoolcollection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов «Мозговые штурмы» Google-таблицы, Microsoft Excel online, online интерактивные доски Раздел 1. От проблемы к цели - 5 часов «Мозговой штурм» на тему «Повторение пройденного» Выявление признаков проектной ситуации Достижение цели- обязательный фактор проекта Гипотеза- положительный и отрицательный результат 2 1 1 Раздел 2. Наблюдение и эксперимент –4 часа 6-7 8-9 Наблюдение как научный эксперимент Эксперимент и его разновидности 2 2 www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности Раздел 3. Способы первичной обработки информации –7 часов 10-11 Чтение с пометками. Закладки в Интернете 12-13 Составление диаграмм, таблиц на основе собственных записей 14 Коллаж и проект – общие черты. 2 2 1 http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий. Каталог энциклопедий, доступных в онлайн режиме по рубрикам 13 15-16 Составление коллажа на определенную тему 2 17-18 Формула проекта 19 Индивидуальность или эталон? 20-21 Примерные критерии оценки учебного проекта. 2 1 2 22-24 Игра «Оцени тему, проблему, идею» 3 18 От чего зависит успешная защита проекта? 19-20 Нормы речи при публичном выступлении 21 Использование иностранной, научной терминологии, молодежного и профессионального сленга 22-23 Вопросы экспертной комиссии. Как правильно отвечать на вопросы 24-25 Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей 26-27 Тренинг «Эффективное распределение участников выступления» 28-30 Презентация как наглядная часть выступления 1 2 1 31-32 Работа над ошибками 33 Игра-подведение итогов 34 Планы на будущее 1 1 1 Раздел 4. Сам себе эксперт - 8 часов Диаграммы Ганта, «доски задач», и другие инструменты управления проектами https://www.smartsheet.com , https://www.symphonical.com , https://teamer.ru , https://trello.com/ Входное анкетирование Google-анкеты, Microsoft формы Сетевые обсуждения Блоги: https://www.blogger.com , https://ru.wordpress.org/ https://www.tumblr.com/ Форумы: https://www.ucoz.ru/ , https://www.forum2x2.ru/ , https://www.vbulletin.com/en/ Видеочаты: https://hangouts.google.com , https://www.skype.com , https://zoom.us , https://discordapp.com/ Сообщества: https://vk.com , https://ok.me Раздел 5. Основы риторики и публичного выступления-13 часов http://www.openclass.ru/ 2 2 2 3 Раздел 6. Рефлексия- 4 часа Всего «Открытый класс» " Листы самооценивания и взаимооценивания Googleформы, Google-документы, Googleтаблицы, Microsoft Excel online, Microsoft Word online, Microsoft формы 34 14 Формы и средства контроля и оценки результатов: рефераты, практические работы, экскурсии, презентации, лэтбуки, плакаты, постеры и др. Система оценивания – зачет. Список общеметодической литературы по проектной деятельности 1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам). 2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94117 3. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57 4. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23 5. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24 6. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18 7. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23 8. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41 9. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7 10. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 2033 11. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22 15 12. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65 13. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18 14. Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013. - № 5. – С. 130-140 15. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84 16. Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38 17. Сейтмухаметова, М. В. Опыт реализации здоровьесберегающего образования в школе посредством организации исследовательских проектов обучающихся // Здоровьесберегающее образование. – 2014. - № 1. – С. 88-91 16 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)