РП ВУД Практическое обществознание 7-9 класс

Приложение 1.35
к Основной образовательной программе
основного общего образования
Утверждено приказом директора
МАОУ «ООШ №2» от 30.08.2024 № 324

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Практическое обществознание»
(основное общее образование)
Срок освоения – 3 года (7-9 классы)
Пояснительная записка
Программа «Практическое обществознание» разработана
на основе
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования
и предназначена для реализации внеурочной деятельности
обучающихся в 7-9 классах. .
Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания
учащихся, а также ликвидировать возможные пробелы.
Программа имеет научно-познавательную (обще интеллектуальную)
направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности обучающихся основной школы.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем,
что в программах по обществознанию, соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены
часы на конкретную подготовку к ВПР и ОГЭ. В этой
ситуации внеурочная
деятельность позволит обеспечить реализацию программы, подготовит детей к ВПР и
ОГЭ. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью создания условий
для повышения уровня предметной и
психологической подготовки учащихся.
Общая характеристика курса "Практическое обществознание"
Курс внеурочной деятельности «Практическое обществознание» для 7-9 классов
является предметно –ориентированным, выступает в роли дополнения к содержанию
курса «Обществознание».
Целью данного учебного предмета является формирование опыта практического
применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ВПР и ГИА.
Задачи курса внеурочной деятельности:
в ходе изучения, учащиеся смогут
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса
обществознания;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- анализировать и классифицировать социальную информацию;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
- характеризовать с научных позиций социальные объекты;
- применять знания в процессе решения познавательных задач;
- усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ВПР, ГИА;

- анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и
синтеза;
- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты,
имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
7 класс.
Текст по обществознанию. 12 ч.
Виды текстов по обществознанию. Основные части и главная мысль текста.
Наименование глав, разделов. Конспект текста по обществознанию. Сложные и простые
вопросы к тексту по обществознанию. Извлечение информации из текста по
обществознанию. Интерпретация и преобразование информации из текста по
обществознанию. Анализ и оценка информации из текста по обществознанию.
Составление простого плана к тексту по обществознанию. Составление сложного плана к
тексту по обществознанию.
Изложение текста по плану. Составление рассказа с
использованием готового плана.
Цитата в контексте обществознания. 5 ч.
Что такое цитата. Применение цитат в различных обществоведческих сферах.
Работа с цитатой. Ключевые слова в цитате и основные мысли автора. Цитата и мое
собственное мнение.
8 класс
Понятийный аппарат по обществознанию. 6 ч.
Что такое понятие по обществознанию. Как правильно работать с понятийным
словарём по обществознанию.
Применение понятий обществоведческого курса в
жизненных ситуациях. Применение понятий в кластерах, схемах, таблицах по
обществознанию. Как использовать понятия в мини-сочинениях по обществознанию.
Графический материал в обществознании. 9 ч.
Что такое диаграмма. Какие бывают диаграммы, используемые в предмете
обществознания. Внесение результатов социологического опроса граждан экономической
сферы
в горизонтальную
столбчатую диаграмму. Внесение результатов
социологического опроса граждан политической сферы в вертикальную столбчатую
диаграмму. Внесение результатов социологического опроса граждан духовной сферы в
круговую диаграмму. Внесение результатов социологического опроса граждан в
таблицу.
Сочинение по обществознанию. 7 ч.
Структура сочинения по обществознанию. Использование цитаты в сочинении.
Собственное мнение в сочинении. Аргументы и доказательства. Применение понятийного
аппарата в сочинении по обществознанию.
Иллюстративный материал в обществознании. 2 ч.
Использование иллюстративного материала
правовой, экономической,
политической, духовной, социальной сфер, при решении практических задач по
обществознанию.
Обществознание в таблицах. 10 ч.
Виды таблиц по обществознанию. Составление таблицы по обществознанию в
сфере политики, экономики, социологической и духовных сферах.
Анализ
социологического опроса в таблице по обществознанию. Синтез социологического опроса
в таблице по обществознанию. Сравнительная таблица политической, экономической,
духовной, социальной сферы по обществознанию.
9 класс

Использование диаграмм в обществознании. 7 ч.
Анализ социологического опроса политической, экономической, социальной,
духовной сферы в вертикальной столбчатой диаграмме. Анализ социологического опроса
политической, экономической, социальной, духовной сферы в горизонтальной столбчатой
диаграмме. Анализ социологического опроса политической, экономической, социальной,
духовной сферы в круговой диаграмме.
Конституция Российской Федерации. 10 ч.
Конституционное право в Российской федерации. Решение практических задач в
контексте личных (гражданских) прав граждан по Конституции Р.Ф. гл.II,ст. 19-25, 27,
28,45-54,59,60-63. Решение практических задач в контексте политических прав и свобод
граждан по конституции Р.Ф.,гл.II, ст. 29-33. Решение практических задач в контексте
экономических прав граждан по Конституции Российской Федерации, гл.II, ст. 34-37.
Решение практических задач в контексте социальных прав граждан по Конституции Р.Ф,
гл. II, ст.38-43. Решение практических задач в контексте прав в области культуры по
Конституции Р.Ф., гл. II, ст.38-43. Решение практических задач в контексте основных
обязанностей граждан Р.Ф, ст. 15, 44, 57, 58, 59 Конституции Р.Ф.
Семейный кодекс Российской Федерации 6 ч.
Условия и порядок заключения брака Глава III (Ст.10-15); Глава IV Прекращение
брака (СТ.6-26) Глава Х. Недействительность брака (Ст.27-30); Права и обязанности
супругов 6 глава (Ст.31-39) Глава XI. Права несовершеннолетних ст.54-60 Глава XII.
Права и обязанности родителей ст.61-79
Кодекс законов о труде Российской Федерации. 5 ч.
Возникновение, изменение, прекращение трудовых отношений Г. III.ст. 15-40.
Продолжительность рабочего времени. Г.IV.Ст. 42-56. Время отдыха Г.V.Ст.57-76
Вопросы охраны труда. Г.Х.Ст.139-159. Трудовая дисциплина. Г.XI.Ст.160-170.
Финансовая грамотность в экономической сфере обществознания . 6 ч.
Что такое банк и чем он может быть полезен. Виды банковских карт. Польза и
риски банковских карт. Финансовое мошенничество. Как не попасть в руки к финансовым
мошенникам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Содержание учебного предмета представляет собой поэтапное планирование
формирования личностных, предметных и метапредметных умений и навыков на основе
комплекса знаний, отражающих основные объекты изучения курса «Обществознание»:
общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные
отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
Личностные:
1.
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
2.
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
3.
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе;
4.
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
5.
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
6.
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни;

7.
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого.
Метапредметные
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
2.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
3.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач .
4.
Смысловое чтение
5.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью
6.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения . Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Предметные
1.
Умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности
человека
2.
Умение находить, извлекать и осмысливать информацию различного
характера, полученную из доступных источников (фотоизображений, материалов СМИ,
учебного текста и других адаптированных источников, включая статистические
материалы ), систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом
3.
Умение описывать основные социальные объекты, выделяя их
существенные признаки, человека как социально-деятельное существо, основные
социальные роли
4.
Умение сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке;
выявлять их общие черты и различия
5.
Умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни,
гражданина и государства)
6.
Умение приводить примеры социальных объектов определённого типа,
социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных
норм, деятельности людей в различных сферах
7.
Умение оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности
8.
Умение осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников, включая статистические материалы)
1.
№
1
2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
7 класс
Тема
Количество часов
Текст по обществознанию .
12
Цитата в контексте обществознания.
5
Итого: 17

8 класс
№
1
2
3
4

Тема
Понятийный аппарат по обществознанию.
Графический материал в обществознании.
Сочинение по обществознанию.
Иллюстративный материал в
обществознании.
5
Обществознание в таблицах.
Итого: 34
9 класс
№
Тема
1
Использование диаграмм в
обществознании.
2
Конституция Российской Федерации.
3
Семейный кодекс Российской Федерации
4
Кодекс законов о труде Российской
Федерации.
5
Финансовая грамотность в экономической
сфере обществознания .
Итого: 34
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Колендарно-тематический план
№
Тема
7 класс
Текст по обществознанию 12ч.
1
Виды
текстов
по
обществознанию.
Конспект текста по обществознанию.
2
Основные части и главная мысль текста.
3
Наименование глав, разделов.
4
Конспект текста по обществознанию.
5
Сложные и простые вопросы к тексту по
обществознанию.
6
Извлечение информации из текста по
обществознанию.
7
Интерпретация
и
преобразование
информации из текста по обществознанию
8
Анализ и оценка информации из текста по
обществознанию.
9
Составление сложного плана к тексту по
обществознанию.
1
И Составление рассказа с использованием
готового плана.
1
Изложение текста по плану.

Количество часов
6
9
7
2
10
Количество часов
7
10
6
5
6

2.

0
1

1
2

1

Практическое
занятие.
Текст
по
обществознанию.
Цитата в контексте обществознания. 5 ч.
Что такое цитата.

Коррекция

3
Применение
цитат
в
различных
обществоведческих сферах.
1
Ключевые слова в цитате и основные
мысли автора.
1
Работа с цитатой. Цитата и мое
собственное мнение.
1
4
5
6

1
7

Практическое занятие. Цитата в контексте
обществознания.
8
класс
Понятийный аппарат по обществознанию. 6 ч.

1
.

Что такое понятие по обществознанию.
Как правильно работать с понятийным
словарём по обществознанию.
3
Применение понятий обществоведческого
курса в жизненных ситуациях.
4
Применение понятий в кластерах, схемах,
таблицах по обществознанию.
5
Как использовать понятия в минисочинениях по обществознанию.
2

.
.
.
.

6

Практическое
занятие.
Понятийный
аппарат по обществознанию.
Графический материал в обществознании. 9 ч.

7
8

Что такое диаграмма.
Какие бывают диаграммы, используемые в
предмете обществознания.
Внесение результатов социологического
опроса граждан экономической сферы
в
горизонтальную столбчатую диаграмму.
Внесение результатов социологического
опроса граждан политической сферы
в
вертикальную столбчатую диаграмму.
Внесение результатов социологического
опроса граждан духовной сферы в круговую
диаграмму.
Внесение результатов социологического
опроса граждан в таблицу.

9

1
0
1
1
1
2

Использование информации из курса
обществознания при составлении графика.
1
Анализ
информации
изложенной
в
графике по обществознанию.
1
Практическое
занятие.
Графический
материал по обществознанию.
Сочинение по обществознанию 7 ч.
1
Структура сочинения по обществознанию.
1

3
4
5

6
1

Использование цитаты в сочинении.

1

Собственное мнение в сочинении.

1

Аргументы и доказательства.

7
8
9
2
0

Применение понятийного аппарата
сочинении по обществознанию.

в

Заключительная часть в сочинении по
обществознанию.
2
Практическое занятие. Сочинение по
обществознанию.
Иллюстративный материал в обществознании. 2 ч.
2

1
2

2

Использование
иллюстративного
материала
правовой,
экономической,
политической, духовной, социальной сфер, при
решении практических задач по обществознанию.

2

Практическое занятие. Иллюстративный
материал в обществознании.
Обществознание в таблицах. 10 ч.

3

4

2

Виды таблиц по обществознанию.

5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3

Составление таблицы по обществознанию
в сфере политики, экономики, социологической и
духовных сферах.
Анализ социологического опроса в таблице
по обществознанию.
Синтез социологического опроса в таблице
по обществознанию.
Составление
сравнительной
таблицы
политической, экономической,
сферы по
обществознанию.
Составление
сравнительной
таблицы
духовной, социальной сферы по обществознанию.
Анализ
сравнительной
таблицы
политической, экономической,
сферы по
обществознанию.
Анализ сравнительной таблицы духовной,
социальной сферы по обществознанию.
Повторение. Виды таблиц .

3
3
4

Практическое занятие. Применение таблиц
в обществознании.
9 класс
Использование диаграмм в обществознании. 7 ч.

1

2

3

4

5

6

Анализ
социологического
социальной, духовной сферы в
диаграмме.

7

Практическое занятие. Использование
диаграмм в обществознании.
Конституция Российской Федерации. 10 ч.

8

Конституционное право в Российской
федерации.
Решение практических задач в контексте
личных (гражданских) прав граждан по
Конституции Р.Ф. гл.II,ст. 19-25, 27, 28,4554,59,60-63.
Решение практических задач в контексте
политических прав
и свобод граждан по
конституции Р.Ф.,гл.II, ст. 29-33.
Решение практических задач в контексте
экономических прав граждан по Конституции
Российской Федерации, гл.II, ст. 34-37.
Решение практических задач в контексте
социальных прав граждан по Конституции Р.Ф,
гл. II, ст.38-43.
Решение практических задач в контексте
основных обязанностей граждан Р.Ф, ст. 15, 44,
57, 58, 59 Конституции Р.Ф.

9

1
0
1
1
1
2
1
3

5
6
7

опроса,
круговой

Полномочия
Президента
Российской
федерации.
1
Полномочия Государственной Думы и
Совета Федерации Российской Федерации
1
Полномочия Правительства Российской
Федерации
1
Практикум.
Конституция
Российской
Федерации.
1

4

Анализ
социологического
опроса
политической,
экономической,
социальной,
духовной сферы в вертикальной столбчатой
диаграмме.
Анализ
социологического
опроса
социальной, духовной сферы в вертикальной
столбчатой диаграмме.
Анализ
социологического
опроса
политической,
экономической,
сферы
в
горизонтальной столбчатой диаграмме.
Анализ
социологического
опроса
социальной, духовной сферы в горизонтальной
столбчатой диаграмме.
Анализ
социологического
опроса
политической, экономической, сферы в круговой
диаграмме.

Семейный кодекс Российской Федерации 6 ч.
Условия и порядок заключения брака
Глава III (Ст.10-15);
1
Глава VI. Права и обязанности супругов
(Ст.31-39)
1
8
9

2

Глава IV Прекращение брака (СТ.6-26)

2

Глава Х. Недействительность брака (Ст.27-

0
1

30);
Глава XI. Права несовершеннолетних
(ст.54-60)
2
Глава XII. Права и обязанности родителей
(ст.61-79)
2

2
3

Кодекс законов о труде Российской Федерации. 5 ч.
Возникновение, изменение, прекращение
трудовых
отношений
Г.
III.ст.
15-40.
Продолжительность рабочего времени. Г.IV.Ст.
42-56.
2
Время отдыха Г.V.Ст.57-76
2
4

5
2

Вопросы охраны труда. Г.Х.Ст.139-159.

2

Трудовая дисциплина. Г.XI.Ст.160-170.

6
7
2

Практическое занятие. Кодекс законов о
труде Российской Федерации.
Финансовая грамотность в экономической сфере обществознания . 6 ч.

2

Что такое банк и чем он может быть
полезен. Финансовое мошенничество. Как не
попасть в руки к финансовым мошенникам.

8

9

3

Виды банковских карт.

3

Польза и риски банковских карт.

0
1
Как не попасть в руки к финансовым
мошенникам.
3
Практическое
занятие.
Финансовая
грамотность
в
экономической
сфере
обществознания .
3
Повторение за курс «Практическое
обществознание»
3
2
3

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».